Туризм: страны и города

Туризм: страны и города

экономика ирана

экономика ирана Организация производства. Еще до исламской революции экономика Ирана носила смешанный характер. Государственный сектор окреп в период экономического роста, последовавшего за четырехкратным скачком цен на нефть в 1973–1974, но при этом успешно функционировал и частный сектор, а иностранный капитал привлекался для участия в большинстве инвестиционных проектов. После Революции 1979 государство национализировало большинство частных компаний, занимающихся прежде всего банковской и страховой деятельностью. Одновременно ослабла ориентация экономики на внешние рынки. Первоначально исламский режим предполагал ограничить национализацию основными отраслями обрабатывающей промышленности, а также компаниями, принадлежавшими владельцам, которые сотрудничали с прежним режимом. Однако к середине 1980-х годов в руках государства было сосредоточено более 90% предприятий с численностью персонала на каждом из них не менее 100 человек. Конфискованная собственность попадала под контроль двух организаций – Фонд помощи обездоленным (Боньяд мостазафин) и Фонд мучеников (Боньяд шехид). Большая часть внешнеторговых операций контролируется государством.

В Иране признается право частной собственности, однако не прекращаются дебаты о допустимых масштабах и сферах деятельности частных предприятий, которые продолжают доминировать в сельском хозяйстве, розничной торговле, транспорте и строительстве.

Исламская конституция декларирует необходимость плановой экономики. Государство регулирует почти все сферы экономической деятельности посредством годовых бюджетов, участием в производстве товаров и услуг, через ценовую политику, нормирование, выделение сырья и контроль за внешней торговлей.

Нефтяная и газодобывающая промышленность. Несмотря на значительное сокращение нефтедобычи по сравнению с серединой 1970-х годов, Иран в 1996 занимал 4-е место по добыче нефти и по-прежнему входил в число ведущих мировых экспортеров нефти. Поскольку доходы от продажи нефти жизненно важны для национальной экономики, правительство разработало планы строительства нескольких новых терминалов.

Нефтяная промышленность возникла в стране в начале 20 в. Английский подданный Уильям д'Арси, получивший в 1901 у иранского шаха концессию на 60-летнюю монопольную эксплуатацию нефтяных источников на 75% территории Ирана, в 1908 в районе Персидского залива открыл промышленные месторождения нефти. Англо-Иранская нефтяная компания, в которой основная доля акций принадлежала правительству Великобритании, осуществляла добычу до 1951, когда вся нефтяная промышленность была национализирована правительством Мосаддыка. Для руководства отраслью была создана Иранская национальная нефтяная компания (ИННА), которая, однако, не смогла наладить экспорт своей продукции из-за бойкота, объявленного крупнейшими транснациональными нефтяными компаниями, которые господствовали на мировом рынке и выступили против политики национализации в Иране. В 1954, после свержения правительства Мосаддыка, шах заключил новое соглашение с Международным нефтяным консорциумом, в котором участвовали американская (40% капитала), британская (40%), смешанная англо-нидерландская (14%) и французская (6%) компании, а ИННА сохраняла номинальное право собственности на месторождения. Впоследствии договоренности были достигнуты и с несколькими компаниями-аутсайдерами, но вплоть до исламской революции 1979 консорциум оставался основным производителем иранской нефти и распоряжался месторождениями, на которые приходилось ок. 90% всей добычи. В 1973 консорциум стал пользоваться месторождениями только на правах субаренды, получив на длительный срок право на продажу и поставки нефти; контроль за добычей перешел к ИННА. Сразу после исламской революции соглашение 1973 было расторгнуто новой властью, а все права, принадлежавшие ранее иностранному капиталу, перешли к ИННА. В последние годы Иран пытается привлечь к освоению своих нефтяных месторождений новые иностранные фирмы. Освоением месторождения Сирри занимается французская компания «Тоталь». В Иране действуют малайзийская компания «Петронас», итальянская компания «Аджип» и др.

Крупнейший в мире нефтеперерабатывающий завод в Абадане был сильно разрушен после начала боевых операций в Персидском заливе. В 1990-х годах были восстановлены поврежденные нефтеперерабатывающие заводы в Абадане, Исфахане, Ширазе и введены в строй новые предприятия отрасли в Эраке, Бендер-Аббасе и Бендер-Тахери.

Месторождения природного газа выявлены в Хорасане и в прибрежной зоне на юге страны. В 1991 его запасы оценивались в 17 010 млрд. куб. м.

Другие отрасли горнодобывающей промышленности. Иран богат и другими минеральными ресурсами. Добыча каменного угля ведется в горах Эльбурса и в Зеренде (недалеко от Кермана), откуда его поставляют на металлургический комбинат в Исфахане. Железная руда для этого предприятия поступает с месторождений в районе Бафка (недалеко от Йезда). Залежи железной руды обнаружены также в районе Эрака и Бендер-Аббаса. Наиболее значимыми с коммерческой точки зрения являются месторождения медных руд. Проект освоения крупного месторождения (450 млн. т с содержанием металла 1,2%) в Серчешме (северо-западнее Кермана) был практически готов к началу революции, но добыча медной руды началась только в 1982. Вплоть до 1989 масштабы эксплуатации были значительно меньше потенциальной, оцениваемой в 150 тыс. т медного концентрата в год. Месторождения в Серчешме, а также еще не разрабатываемые залежи в Белуджистане и Йезде могут превратить Иран в один из ведущих производителей меди в мире. Разрабатываются многочисленные месторождения свинцовых и цинковых руд. До революции эти руды, а также хромиты (в районе Бендер-Аббаса) и барит (добывается недалеко от Кума) формировали важнейшие статьи вывоза, но в 1980-х годах их экспорт заметно сократился. В течение 1990-х годов правительство сосредоточило усилия на развитии добывающей промышленности, создав новые рабочие места и увеличив долю в экспорте не связанных с нефтью отраслей.
Обрабатывающая промышленность до начала 1960-х годов включала выпуск ограниченного ассортимента потребительских товаров, главным образом пищевых продуктов, текстиля и строительных материалов. В течение полутора десятилетий, предшествовавших революции, отмечался ее рост в среднем на 14% в год. К середине 1970-х годов появилось много новых предприятий, самостоятельно производивших широкий ассортимент изделий или занимавшихся сборкой (бытовые электроприборы, медикаменты, продукты нефтехимии, легковые автомобили, автобусы, метизы, алюминий и шины). Велось крупное промышленное строительство, например гигантского нефтехимического комплекса в Бендер-Хомейни, металлургического комбината в Ахвазе и завода по производству полиакрилового волокна в Исфахане. Работы на некоторых объектах были заморожены после революции 1979 и войны в Персидском заливе (1980–1988).
Важное место в экономике Ирана занимают традиционные кустарные промыслы и ремесла, в частности ковроткачество. Однако этот промысел сталкивается с трудностями из-за государственного контроля за экспортом и инфляции. Экспорт ковров существенно сократился из-за прекращения их сбыта в США и конкуренции производителей других стран.

Почти 40% предприятий обрабатывающих отраслей сосредоточены в Тегеране. Важными промышленными центрами являются также Исфахан (текстильная промышленность и черная металлургия), Тебриз (машиностроение, в том числе тяжелое), Казвин и Саве (различные отрасли легкой индустрии), Решт (электротехническая и электронная промышленности), Эрак (выплавка алюминия и машиностроение), Ахваз (машиностроение и металлообработка), Шираз (нефтехимическая и электронная промышленность), Абадан и Бендер-Хомейни (нефтехимия и нефтепереработка). Во время войны в Персидском заливе большие повреждения получили заводы в Абадане и Бендер-Хомейни.

После революции произошло резкое падение промышленного производства, что явилось следствием прекращения импорта, забастовок, отъезда из страны предпринимателей и менеджеров, прихода к руководству заводами назначенных правительством управляющих. Превзойти дореволюционный уровень выпуска продукции удалось только после 1982.

Сельское хозяйство. По данным министерства сельского хозяйства Ирана, в 1994 в агропроизводстве (от занятости в котором все еще полностью или частично зависит треть населения страны) было создано 26% ВНП и 29,2% ВВП. Неблагоприятные природные факторы, в частности аридность климата и горный рельеф, позволяют использовать в земледелии только ок. 10% территории. Приблизительно 40% посевных площадей составляют орошаемые угодья, с которых получают основную долю сельскохозяйственной продукции. Вода для полива поступает из различных источников, включая глубокие колодцы, водохранилища, созданные на реках Карачай, Сефидруд, Диз и Карун, ручьи, а также традиционные иранские системы «кяризов» – подземных галерей, собирающих неглубоко залегающие грунтовые воды у подножий гор.

Большая часть посевных площадей отведена под зерновые – пшеницу, ячмень и рис. Пшеница и ячмень выращиваются главным образом на богарных (неполивных) землях в западных и северных областях страны, а рис – на орошаемых полях на побережье Каспийского моря. К ведущим товарным культурам относятся хлопчатник, сахарная свекла, масличные культуры и табак. В Хузистане созданы две государственные плантации сахарного тростника. С середины 1960-х годов, в связи с ростом потребностей городского населения, важное значение приобрели фрукты, орехи, овощи (картофель, лук и др.), дыни и другие культуры. В Иране производится много пряностей (шафран, тмин), культивируются корнеплоды (лакричник), лекарственные и камеденосные (трагакант, ферула вонючая и камеденосная) растения, которые идут в основном на экспорт.

Скотоводством занимаются как земледельцы, так и кочевники, для которых оно является основным источником существования. Большую часть поголовья овец содержат кочевники, перегоняющие стада в зависимости от сезона с горных пастбищ на равнинные и обратно. Рядом с крупными городами построены современные птицефабрики и молочные фермы.

Шахское правительство провело аграрную реформу. Большинство бывших поместий были поделены на части. Тем не менее различия в размерах земельной собственности сохранились, так как за рамки реформы были выведены крупные механизированные фермы, к тому же власти поощряли создание крепких товарных хозяйств на вводившихся в оборот мелиорированных массивах. После революции проводилась активная агитация за дальнейшее перераспределение земель, и многие поместья были захвачены крестьянами и сельскохозяйственными рабочими. Новый закон о реформе, ограничивающий размеры землевладений, был одобрен меджлисом, но отвергнут Советом попечителей, так как против него выступили некоторые влиятельные представители духовенства. Тем не менее почти 1 млн. га площадей, занятых крестьянами после революции, остались в их руках. К середине 1980-х годов в 2,65 млн. хозяйств, размером менее 50 га каждое, было сосредоточено почти 85% всей земли. Почти половину из них составляли мелкие (до 2 га) хозяйства, в распоряжении которых находилось лишь 7% обрабатываемых угодий. В аренду сдавалось только 10% земель.

Рыболовство и лесное хозяйство. Рыболовство сосредоточено в акваториях Каспийского моря и Персидского залива. На коммерческий промысел в их водах установлена государственная монополия, но разрешено традиционное рыболовство для удовлетворения семейных потребностей и нужд внутреннего рынка. В Каспийском морке значительны уловы осетровых рыб. Иранская черная икра идет на экспорт.
Леса, национализированные в 1963, занимают ок. 18 млн. га, но лишь 10% из них имеют хозяйственное значение. Ежегодные заготовки твердой древесины лиственных пород в наиболее ценных лесах, растущих на северных склонах Эльбурса, составляют ок. 1,8 млн. м3. Беспорядочные рубки в прошлом привели к сильному истощению запасов деловой древисины, однако уничтожение лесов продолжается и после их национализации, и этот процесс уже привел к опустыниванию некоторых центральных районов.

Внешние экономические связи. В течение длительного периода важнейшей статьей иранского экспорта была нефть, дававшая в середине 1970-х годов ок. 95% экспортных поступлений. Пришедший к власти в 1979 исламский режим посчитал зависимость страны от экспорта жидкого топлива нежелательной, и в 1991 доходы от продажи нефти снизились примерно на 5%. Другие важные статьи экспорта – икра осетровых рыб, ковры, фрукты, орехи, а также некоторые руды.

В результате роста доходов от продажи нефти после 1973 резко увеличился иранский импорт, который в 1977 достиг 18 млрд. долл. В отдельные годы ввоз товаров и услуг доходил почти до 32% ВВП. Экономический кризис непосредственно перед революцией и после нее привел к сокращению импорта, но уже в 1983 ввоз товаров в страну составил 22 млрд. долл. (в текущих ценах). Из этой суммы почти 4 млрд. долл. были израсходованы на закупку оружия и другие цели; оставшаяся часть распределялась между сырьем и полуфабрикатами (60%), средствами производства (25%), главным образом промышленным и транспортным оборудованием, и потребительскими товарами (15%), в основном продовольствием и медикаментами. Стоимость импорта резко сократилась в середине 1980-х годов и составила 8 млрд. долл. в 1988. Затем последовал почти трехкратный импортный бум. Однако из-за снижения мировых цен на нефть с 1994 существенно сократился ввоз товаров из-за рубежа.

Основные внешнеторговые партнеры Ирана – Германия, Япония, Великобритания, Италия, Турция, Южная Корея, Франция и Швейцария.

Иран выделялся среди других крупных стран третьего мира тем, что в начале 1990-х годов имел небольшой внешний долг. Исламский режим оплатил большую часть финансовых обязательств шахского режима, однако в результате импортного бума 1990–1991 и падения мировых цен на нефть внешний долг Ирана к концу 1990-х годов существенно вырос.

Транспорт. Автомобильные дороги. В 1998 общая протяженность автомобильных дорог оценивалась в 140,2 тыс. км, из них скоростных автомагистралей – ок. 470 км, с твердым покрытием – 48,97 тыс. км, прочих дорог – 90,76 тыс. км.

Железные дороги. Общая протяженность рельсовых путей в стране составляет 5600 км. В их число входят Трансиранская железная дорога (1392 км), от Бендер-Торкемена на побережье Каспийского моря до Бендер-Хомейни на побережье Персидского залива; Южная железная дорога (937 км), от Тегерана до Хорремшехра; Северная железная дорога (499 км), от Тегерана до Горгана; железная дорога Тегеран – Керман (1106 км); железная дорога Тегеран – Тебриз (743 км), соединенная с транспортной сетью Азербайджана, а через нее со всем Закавказьем и Турцией. Железная дорога Гермсар – Мешхед (связывает Тегеран с Мешхедом); в 1996 она была продлена до Серахса на границе с Туркменистаном; эта линия сооружена в соответствии с планом превращения страны в транзитный коридор, через который центральноазиатские государства получат выход в Индийский океан. В настоящее время ведется строительство трассы от Мешхеда до Бафка, которая через магистраль Бафк – Бендер-Аббас соединится с побережьем Ормузского пролива. Железная дорога Кум – Захедан после завершения строительства станет частью межконтинентальной магистрали, соединяющей Европу и Турцию с Индией. Таким образом, железная дорога Захедан – Кветта (685 км) свяжет Иран с Пакистаном.
Внутренние водные пути. Навигация осуществляется по оз. Урмия и р.Карун, которая через Шатт-эль-Араб соединяется с Персидским заливом.
На оз. Урмия между Шерефхане и Гольманхане курсируют буксиры с баржами. На р.Карун регулярные грузовые рейсы выполняет компания «Месопотамия – Иран корпорейшен, Лтд», а другие фирмы обеспечивают ежедневные перевозки на моторных баркасах.

Важнейшие порты и судоходные компании. Главными портами являются основной терминал для вывоза нефти на о.Харк, Хорремшехр, Бендер-Хомейни, Бушир и Бендер-Аббас в Персидском заливе и Чахбехар в Аравийском море.

Среди портов на Каспийском море выделяются Энзели и Ноушехр. В пароходстве лидирующие позиции занимают Ирано-Индийская судоходная компания, Судоходные линии Исламской Республики Иран и Национальная иранская танкерная компания. Торговый флот в 1999 насчитывал 138 судов (водоизмещением более 1000 рег. т) общим водоизмещением 3 517 751 регистровых тонн.

Гражданская авиация. Крупнейшей авиакомпанией, занятой международными перевозками, является «Иран эйр», внутренними – «Иран Ассемен эйрлайнз». Полеты в зону Персидского залива, Франкфурт, Лондон и Париж осуществляет также компания «Киш эйр».

Главный международный аэропорт страны – столичный Мехрабад, в районе Тегерана ведется строительство еще одного аэропорта. Правительство разработало планы модернизации имеющихся и сооружения новых аэропортов на местах, но вследствие падения доходов от экспорта нефти осуществление этих проектов замедлилось. Всего в стране в 1999 действовало 288 аэропортов, из них только 112 имели посадочные полосы с твердым покрытием.

Денежная и банковская системы. Денежная единица Ирана – риал. В 1993 Центральный банк объявил риал полностью конвертируемым. За последние два десятилетия курс риала имел тенденцию к постоянному снижению.

Эмиссию риала осуществляет государственный Центральный банк, учрежденный в 1961. До революции банковский сектор образовывали 36 банков, из которых 28 были частными, включая 13 банков с участием иностранного капитала. Вскоре после революции все частные банки были национализированы. В начале 1990-х годов в стране функционировали 10 банков, в т.ч. 3 специализированных банка для финансирования развития сельского хозяйства, промышленности и рудников, жилищного строительства. В 1983 был принят Закон об исламской беспроцентной банковской системе. Основным положением закона стала отмена процентных ставок, выплата которых в 1985 была полностью прекращена. Это привело к тому, что банки обратили основное внимание на лизинговые, рентные, биржевые операции, а также на краткосрочное финансирование торговых сделок. Согласно введенным принципам работы банковской системы, вкладчики имеют долю в прибылях банка.

Бюджет. Повышение мировых цен на нефть в 1973–1974 привело к резкому росту государственных доходов и позволило значительно увеличить расходы, которые в 1977 достигли 45% ВВП. Несмотря на существенное снижение добычи нефти после революции, государственные затраты не были сокращены соответствующим образом, в результате чего к 1981 они превысили (в текущих ценах) дореволюционный уровень. Однако вследствие инфляции реальная величина государственных расходов несколько снизилась и в 1983 составила 27% ВВП, а в 1989 – 13% ВВП. В начале 1980-х годов бюджетные расходы на войну в Персидском заливе привели к сокращению многих социальных программ.

Исламский режим способствовал снижению зависимости финансового положения Ирана от продажи нефти. В 1990 доля нефти в доходах государства составляла 21%, в 1984 – 50%, в 1976 – 70%. Финансовое положение Ирана после 1993–1994 оказалось нестабильным, что было связано с падением цен на нефть, необходимостью обслуживания внешнего долга, полученного в виде займов в 1990–1992, неспособностью государства увеличить не связанный с нефтью экспорт, а также сокращением помощи от международных организаций.

Ответом Ирана на сложившуюся неблагополучную ситуацию стало сокращение импорта и капиталовложений, что отрицательно сказалось на общем экономическом положении страны. Опасаясь дальнейших негативных последствий, правительство не стало снижать субсидии на основные виды продовольственных товаров и резко повышать внутренние цены на нефтепродукты, что в целом затруднило выход из финансового кризиса. Внешний долг страны, согласно официальным данным, в 1997 составлял 15,8 млрд. долл.

Резкое падение цен на нефть в 1998 вместе с уменьшением валютных поступлений от других статей экспорта привели к обострению финансового положения страны. По оценкам, валютные запасы Ирана составляют 5–6 млрд. долл.

Еще одной серьезной экономической проблемой в Иране является инфляция, темпы которой в начале 1990-х годов составляли ок. 16%, а в 1997 достигли 23%.


Туризм: страны и города © 2010-
Рейтинг@Mail.ru