Туризм: страны и города

Туризм: страны и города

курорты казахстана

курорты казахстана Алматы - это не только древняя история, но и интереснейший природный уголок Казахстана.

Это - восхищающие приезжих пирамидальные тополя, прекрасная панорама горных хребтов, покрытых вечными снегами, постоянно журчащие ручьи, несущие городу в летний зной желанную прохладу. Город окружен естественным садом из яблонь, вишен и абрикос, окружающие его горы покрыты уникальной тянь-шаньской елью, произрастающей только здесь, в предгорьях Заилийского Алатау. Создан Алматинский заповедный национальный парк. Окрестности Алматы - прекрасный бальнеологический курорт. В нескольких десятках километров от Алматы можно услышать концерты уникального природного явления - "поющие барханы". Такие можно встретить еще только в Африке, на Гавайских островах и в странах американского континента.

Совершив однодневную поездку в районе Алматы с севера на юг, на протяжении двадцати-тридцати километров можно познакомиться со всеми природными поясами, характерными для нашей страны - от пустынной равнины до суровых снежных пиков на пятикилометровой высоте.

Мэри Хемингуэй, жена великого писателя, назвала Алматы красивейшим городом мира.

Алматы - это научный, культурный и образовательный центр Казахстана. Здесь самые крупные учебные заведения, известные театры и зрелищные заведения, в последние годы получил большое развитие игорный, развлекательный бизнес.

В окрестностях города, буквально в 10-15 минутах езды на автомашине, расположены уникальные места мирового значения - высокогорный каток "Медео", горнолыжная база "Шымбулак".
Огромной популярностью пользуется международный альпинистский лагерь "Хан-Тенгри", откуда совершаются восхождения на самую высокую горную отметку Казахстана - пик Хан-Тенгри (6995 м).

За последние годы в городе построены прекрасные современные отели: "Рахат-палас", "Анкара", "Астана".

Алматы имеет прекрасный международный аэропорт, имеющий авиасвязи с более чем 40 странами мира. Здесь приземляются самолеты "Люфтганза, "КЛМ", "Турецкие авиалинии", "Трансаэро", "Австрийские авиалинии", Каспиан айр", "Люфтбрюкке" и другие.

Туристов, прибывающих в Алматы, обслуживают 273 туристических фирмы.

курорты казахстана Бурабай

Казахстанской "Швейцарией" называют местность Бурабай, расположенную в Кокшетау , что в Северном Казахстане.

Среди степи - желтой, выжженной, неоглядной, неизменной на все четыре стороны - вдруг наезжаешь на зеленую стену леса! В глубине его - невиданные чудеса: поросшие деревьями взгорья, вздыбленные каменистые гребни, причудливые нагромождения скал, похожие на замерших сказочных духов и великанов, молчаливые, словно заколдованные озера. Этот загадочный мир - Бурабай.

"Бура" - по-казахски верблюд. Сохранилось предание о вещем верблюде, который жил в окрестностях Бурабая. Медовое разнотравье ни на миг не притупляло его чутья - первым предугадывал вещий верблюд приближение народной беды - и тогда взлетал, как тулпар, на вершину Кокшетау и могучим ревом предупреждал людей о надвигающейся опасности.

Дремучие корабельные леса и тихие озера, изобилующие диким зверем и рыбой, исстари были приютом для человека. На территории Бурабая археологи отыскали орудия первобытного каменного века. Раскопки селищ и захоронений бронзового века показали, что уже тогда здесь жили не только охотники, но и скотоводы, земледельцы. Не обошли своим вниманием горно-лесной оазис и скифские племена, занявшиеся добычей рудного и рассыпного золота.
В Бурабае нет памятников материальной культуры. Но легенды, предания, сама природа Бурабая впечатляют не меньше, чем иные великолепные дворцы и замки.

Природа щедро рассыпала в окрестностях Бурабая драгоценные дары из своей минеральной сокровищницы.

Таковы: красивейшая скала Окжетпес (в переводе с казахского - "стрелой не достанешь"; в заливе озера Бурабай - Жумбактас ("камень-загадка"), напоминающий то ли таинственного сфинкса с застывшими бесстрашными чертами, то ли задумчивого юношу с развевающейся копной волос; грандиозные каменные скульптуры, напоминающие верблюда, пса, корову.

В сосновом бору Бурабая хорошо в любую погоду, в любую пору. Зимой природа устилает сосновый бор и гранитные скалы белоснежным полотном, летом - ветерок разносит ароматные смолистые волны, осенью лесная глубинка пахнет тем древним щемящим запахом, в котором смешано дыхание мокрой коры сосен, грибов и увядающей травы.

Здесь восемнадцать тысяч гектаров светлых березовых лесов.
Здесь раздолье любителям лекарственных растений.
Здесь более двухсот видов пернатых.
Здесь хочется ходить пешком, чтобы дышать, смотреть, слушать.

О красоте Кокшетау, Бурабая один из основоположников казахской литературы Ильяс Джансугуров написал так:
Лес застыл в истоме, тих зеленый бор,
Как глаза красавицы - синева озер.
Камешки округлые спят на берегах -
Жемчугов литых, кораллов, яхонтов набор.
К склонам сочная трава, поднимаясь, льнет.
Будто бы ковер зеленый кто-то долго ткет.
Белосахарный слетает на вершины дождь.
Между скалами струится родниковый мед.
Кокшетау красотой просто несравним,
Девственность его лесов, рек аквамарин,
Бархат гор и оторочка склонов из бобра,
Холм любой цветами брызжет гордо, как павлин.

Бурабай - курорт, широко известный за пределами Казахстана, с комфортабельными санаториями, с климато- и кумысолечением.

курорты казахстана Туркестан.
Мавзолей Ходжи Ахмеда Яссави

Казахстан – земля древней цивилизации. С далеких времен его обитатели – предки нынешних казахов - создавали яркую и самобытную культуру. Выдающимися памятниками их культурной жизни являются дошедшие до нас различные сооружения – курганы, городища, укрепления, мавзолеи и целые города.

Среди них выделяется комплекс сооружений Ходжи Ахмеда Яссави в городе Туркестане (до XVI века – город Яссы) в Южном Казахстане.

Город Яссы стоял на древней караванной дороге – ответвлении Великого шелкового пути – торговой магистрали между степью Дешт-и-Кыпчак и земледельческими оазисами Средней Азии – Хорезмом. Ташкентом, Бухарой и Самаркандом.

Его положение способствовало оживленной торговле. Из Китая привозили фарфор, из Персии – шкуры азиатского тигра и ювелирные камни, из Византии – разноцветные бархаты, парчу. В караванах, идущих на Русь, в земли варяг, германцев или франков – смушки каракуля – непревзойденного сокровища кочевых тюрков, цветное туркестанское стекло (изготовлять которое тюрки научили китайцев), тонкий шелк, хлопковое семя. На рыках Туркестана ежедневно без остатка распродавалось более пятисот верблюдов. Шкура рыси была эквивалентна пяти баранам, за маралий рог давали столько серебра, сколько он тянул сам.

В XVI-XIX веках Туркестан являлся резиденцией казахских ханов.

Город Яссы был местом проповеднической деятельности Ходжи Ахмеда. Здесь он прожил большую часть своей жизни и был похоронен.

Родился Ходжа Ахмед в городе Сайраме близ Шымкента в 1103 году. Первым духовным наставником и воспитателем Ахмеда был знаменитый шейх Арслан-Баб. После его смерти Ходжа Ахмед переехал в Бухару и прошел сложный курс суфийского учения. Некоторое время он был главой общины суфиев в Бухаре, позже переехал в город Яссы. Здесь он разворачивает свою проповедническую деятельность.

В своих проповедях Ходжа Ахмед Яссави призывал людей быть добрыми, учил презирать стяжательство и алчность. Его стихи пользовались огромной популярностью, их заучивали наизусть и распевали далеко за пределами Дешт-и-Кыпчака. Слава поэта росла с каждым годом. Его стихи вошли в мировую сокровищницу культуры человечества.

По преданию, в знак траура по умершему в возрасте 63 лет пророку Мухаммеду, которого поэт считал своим учителем, Ходжа Ахмед Яссави, достигнув того же возраста, поселился в подземной келье мечети и там провел остаток своей жизни.

Умер он в 1166-67 году и был похоронен с большими почестями в сооруженном для него небольшом мавзолее, который впоследствии стал местом массового паломничества и поклонения мусульман. Ее трехкратное посещение приравнивалось к хаджу в Мекку.

Нынешний мавзолей над могилой Ходжи Ахмеда Яссави был воздвигнут 233 года спустя после его смерти по приказу Тимура.

В 1389, 1391, 1394, 1395 годах Тимур в многочисленных кровопролитных битвах сокрушил могущество Золотой Орды, сжег ее столицу – город Сарай-Берке и в честь своей победы решил построить на месте пришедшего в ветхость старого мавзолея Ходжи Ахмеда Яссави новый грандиозный мемориальный комплекс.

Тимур руководствовался не только религиозными соображениями. Этим актом он поднимал свой авторитет, утверждал идею незыблемости своей власти.

Различные источники свидетельствуют о том, что Тимур лично участвовал в разработке проекта будущего мавзолея, давал конкретные указания строителям.

Мавзолей Ходжи Ахмеда Яссави представляет собой огромное продольно-осевое портально-купольное сооружение. Размеры его в плане - 46,5 x 65,5 метра. Толщина наружных стен составляет 1,8-2 метра, центральной части – 3 метра.

Здание имеет огромный портал и ряд куполов. Вокруг его центрального зала – казанлыка - объединено более 35 помещений различного назначения.

Казанлык перекрыт самым большим из сохранившихся в Казахстане и Средней Азии кирпичным куполом диаметром 18,2 метра.

Для тюрков казан был символом единения и гостеприимства. Поэтому особое значение придавалось его размерам и внешнему оформлению. Туркестанский казан не имеет себе равных. Его диаметр – 2,45 метра, вес – две тонны, изготовлен он из сплава семи металлов.

Строительный материал стен мавзолея – жженый кирпич. Технологическая чистота его изготовления была доведена до совершенства. Изумительной красотой отличается облицовка северного портала, дверь в усыпальницу резная с тонкой костяной инкрустацией.

По своему масштабу Мавзолей Ходжи Ахмеда Яссави равен соборной мечети Биби-ханым в Самарканде (Узбекистан).

И в настоящее время Туркестан является местом паломничества туристов всего мира, прибывающих, чтобы увидеть непревзойденный шедевр средневековой архитектуры - Мавзолей Ходжи Ахмеда Яссави.

14 октября. Туркестан готовится отметить свой 1500-летний юбилей. Национальная комиссия Казахстана по делам ЮНЕСКО и представительство ЮНЕСКО в Алматы пригласили журналистов информационных агентств, газет, журналов и телерадиокомпаний, которые аккредитованы для освещения празднования полуторатысячелетия города, посетить накануне юбилея Туркестан, посмотреть ход реставрационных работ и строительство юбилейных объектов.

Представители СМИ ознакомились с архитектурным комплексом Ходжи Ахмеда Яссави, встретились с учеными-археологами и реставраторами, руководством Международного казахстанско-турецкого университета имени X. Яссави и Туркестана, побывали на юбилейных объектах.

Празднование юбилея города проводится под эгидой ЮНЕСКО. Эта организация раз в два года составляет календарь памятных и юбилейных дат, которые имеют значение для всего человечества. Из 186 стран мира на 2000-2001 г. в этот календарь включено 58 дат, в т.ч. две казахстанские. Кроме юбилея Туркестана, в 2001 г. ЮНЕСКО будет патронировать 2000-летие Тараза. Тем самым мир открывает для себя Казахстан, поскольку включение того или иного события в список ЮНЕСКО привлекает внимание мировой общественности и международных СМИ.

Международная миссия выделила средства для издания энциклопедического тома “Туркестан” на казахском языке и книги “Диван-Хикмет”. Рукописные хикметы Ходжи Ахмеда Яссави хранятся в трех списках. Один - в Стамбуле, так называемый стамбульский и наиболее известный. Другой находится в Казани. Он наиболее длинный и, как считают ученые-востоковеды, включает в себя апокрифы, которые дописали ученики суфия. Третий список хранится в Алматы. В среде ученых принято считать, что именно этот раритет наиболее адекватно отражает написанное самим Ходжой Ахмедом Яссави. Алматинская рукопись никогда до сих пор не переводилась с древнечагатайского языка, на котором написана, и никогда не издавалась. ЮНЕСКО профинансировало эту работу. Причем издание на русском, казахском и английском языках в дни празднования юбилея смогут купить все желающие. Выпущен и компакт-диск с хикметами Яссави.

Кроме этого, представительство ЮНЕСКО оказало финансовую поддержку в пропаганде исторических ценностей и искусства кочевников. Гостям торжеств о праздновании юбилея будет напоминать компакт-диск “Голоса Туркестана” с характерными для Южного Казахстана кюями и песнями. Массу интересной информации об истории древнего города, архитектурном комплексе, философском наследии Ходжи Ахмеда Ясави можно прочитать на специальном web-сайте, созданном при поддержке ЮНЕСКО.

курорты казахстана Тaраз
Одним из крупных туристских центров Казахстана является Тараз, город, стоящий на “Великом шелковом пути”.

… В начале нашей эры на плодородных орошаемых рекой землях возник крупный торгово-ремесленный город Тараз.

До XII века он был экономическим, культурным и политическим центром средневекового государства Караханидов.

В 1220 году Тараз был завоеван ордами Чингис-хана и до основания разрушен.

В конце XVIII века вблизи развалин Тараза кокандцы построили крепость. В начале XIX века, недалеко от нее, на месте древнего Тараза быстро стал развиваться город, получивший название Аулие-Ата (святой старец). Первыми поселенцами его были узбеки – выходцы из Намангана.

Население города занималось ремеслом и торговлей. Здесь на весенней ярмарке происходил обмен изделий ремесленников и продукции земледелия, которым занимались оседлые жители оазиса, на продукты животноводства казахов-кочевников.

1864 году Аулие-Ата вошла в состав России и была занята русскими войсками. Через нее проходил тракт из Ташкента на Верный и Пишпек. Город стал заселяться русскими чиновниками и военными. В русской части города было около двух десятков небольших промышленных предприятий по первичной обработке сельскохозяйственного сырья, главным образом шерстомоечное и кожевенное производство. В начале XIX века здесь имелось одно городское, два приходских училища и одно русско-казахское училище.

В городе было свыше 20 мечетей и 3 церкви.

В 1938 году город был переименован в Джамбул по имени казахского поэта Джамбула Джабаева.

8 января 1997 года Указом Президента Казахстана Н.А. Назарбаева городу возвращено его исконное название – Тараз.

Сегодня Тараз – крупный город, центр химической, пищевой, сахарной промышленности республики.

На территории области, которая носит имя Джамбула Джабаева, более 450 археологических памятников.

Здесь встречаются стоянки первобытного человека периода палеолита и неолита, памятники эпохи бронзы (многочисленные курганы так называемого андроновского типа, наскальные изображения), десятки развалин средневековых городов, укреплений, а также архитектурных сооружений.

Начиная с VI века нашей эры, появляются первые письменные сведения о городах этого края, возникших на древнем караванном “шелковом пути”, соединявшем две великие державы того времени – Рим и Китай.

Караваны шли из Шаша (Ташкент) на Тараз, Кулан, Мирки, Ашпару и Суяб и дальше – в оазисы Китайского Туркестана. Сохранились следы этих городов - крепостные валы, обнесенные глубокими рвами, развалины башен.

Сведения о Таразе имеются с 568 года, когда здесь у тюркского кагана Дизабула побывал византийский посол Земарх. Земарх указывает, что через реку Таласс был сооружен каменный мост.

Посетивший Тараз в 30-х годах VII века китайский путешественник Сюань Цзян писал, что город этот своими размерами и чертами планировки напоминает современные ему города Средней Азии.

В Таразе в центре шахских владений находилась цитадель, обнесенная стеной. Здесь проживал хозяин города и хранились товары, казна, оружие. Здесь же, начиная с VIII века, чеканилась местная монета.

В самом городе размещались караван-сараи, мастерские ремесленников, лавки купцов.

Наибольшего расцвета достиг Тараз в X-XII веках, о чем свидетельствует разветвленная сеть водопроводов из глиняных труб, остатки архитектурных сооружений, тротуары и мощенные улицы, многочисленные изделия искусных мастеров, найденные при раскопках. К тому же времени относится и наличие в городе бани. Баня имела внутри фресковую живопись.

В черте города сохранились два мавзолея, напоминающие о древнем Таразе.

Один из них - Аулие-Ата – Карахана - построен в XI веке над могилой одного из правителей династии Караханидов. Представляет собой портально-купольное сооружение. Внутри мавзолея стены сложены из кирпича караханидского времени. Сохранилось ступенчатое надгробие.

Второй небольшой мавзолей XIII века – Ша-Мансур сооружен над могилой одного из наместников монгольских ханов, убитого в 1262 году. Об этом можно судить по надписи, сохранившейся на каменной плите внутри мавзолея.

По сообщению арабского историка-географа Макдиси, в конце X века Тараз представлял собой большой укрепленный город, с множеством садов и большим количеством населения.

Нашествие татаро-монгол в начале XIII века стало одной из причин гибели Тараза.

После великих географических открытий в XIV веке древний караванный путь утратил свой былое значение и привел торговые города, стоявшие на этом пути (в том числе и Тараз) к окончательному упадку.

Особый интерес для ученых-исследователей и туристов представляют два памятника, расположенные в 18 км от Тараза. Они находятся рядом друг с другом.

Первый из них – мавзолей Бабаджи-хатун построен в XI веке, имеет редчайший конструкции шатровый купол.

Второй – мавзолей Айша-Биби относится к XII веку.
Это единственный в Казахстане уникальный памятник, целиком облицованный резной теракотой с богатейшей орнаментировкой в виде плиток с 60-ю разновидностью узоров, карнизов, неоливных изразцов и стильных надписей. Капители и колонны из теракотовых блоков покрыты, как и вся стена, тончайшими рисунками, представляющими богатейшее собрание мотивов народного орнамента. На одном из угловых башен мавзолея сохранились строки древнего двустишия: “Осень… тучи… Земля прекрасна”.

Туризм: страны и города. Путевые заметки со всего мира.


Туризм: страны и города © 2010-
Рейтинг@Mail.ru