Туризм: страны и города

Туризм: страны и города

экономика кувейта

экономика кувейта Вплоть до 1930–1940-х годов традиционными занятиями в Кувейте были кочевое скотоводство, оазисное земледелие, добыча жемчуга и морская посредническая торговля. Экономический расцвет Кувейта связан с добычей нефти. Хотя крупные месторождения нефти в стране были открыты еще в 1938, их освоение началось только после Второй мировой войны. В настоящее время по уровню добычи нефти Кувейт занимает третье место на Ближнем Востоке (после Саудовской Аравии и Ирана). В последние десятилетия Кувейт проводит политику сбережения нефтяных ресурсов, поэтому после 1979 объем добычи нефти значительно сократился.

Экономика Кувейта сильно пострадала во время войны в Персидском заливе. В результате иракской оккупации значительная часть нефтедобывающих и нефтеперерабатывающих предприятий была уничтожена. К тому же страна взяла на себя обязательства компенсации военных расходов международной коалиции. После войны пришлось тратить большие средства на восстановление нефтяной отрасли хозяйства. Экономическое положение страны ухудшилось также вследствие снижения мировых цен на нефть. К тому же Кувейт занимает одно из первых мест в мире по расходам на закупку вооружения на душу населения. Все эти факторы способствовали росту внешнего долга и дефициту бюджета. Однако уже к 1992 нефтепромышленный комплекс Кувейта был почти полностью восстановлен и нефтедобыча достигла довоенного уровня.

Благодаря повышению цен на нефть и благоприятной конъюнктуре, сложившейся на нефтяном рынке в 1999/2000 финансовом году, доходная часть бюджета увеличилась на 2 млрд. долл. по сравнению с 1998/1999. Примерно 50% ВВП, 90% экспортных валютных поступлений и 75% бюджета формируются за счет нефтяной отрасли. В 2000 ВВП составил 29,3 млрд. долл., или 15 тыс. долл. в пересчете на душу населения, и вырос на 6% по сравнению с предыдущим годом. В структуре ВВП доля промышленного сектора составляет 55%, сферы услуг – 45%. Трудовые ресурсы страны оцениваются примерно в 1,3 млн. человек, причем 68% из них составляют иммигранты.

Крупнейший распорядитель нефтяных концессий – принадлежащая правительству Кувейтская национальная нефтяная компания. Разведка и добыча нефти в континентальной части Нейтральной зоны на юго-востоке страны, на границе с Саудовской Аравией, осуществляется американской компанией «Америкен индепендент ойл», а на шельфе – японской компанией «Арабиан ойл». Доходы от добычи нефти в Нейтральной зоне делятся поровну между Кувейтом и Саудовской Аравией. Ежегодно в стране добывается ок. 100 млн. т нефти.

Ведущие позиции среди отраслей промышленности занимают нефтепереработка и нефтехимия. Энергетика Кувейта полностью базируется на использовании ископаемого топлива. В стране ежегодно вырабатывается ок. 31,6 млрд. кВт·ч электроэнергии, что значительно превышает ее внутреннее потребление. Развиты строительство, производство потребительских товаров и удобрений, пищевая промышленность. Действуют промышленные установки для опреснения морской воды. С повышением качества образования получили развитие такие наукоемкие отрасли, как электронная промышленность и др. В стране активно действует банковский сектор, расширяется сфера обслуживания.

Ограниченность пахотных земель (примерно 1% территории страны) и водных ресурсов значительно сужают возможности развития сельского хозяйства. В стране разводят скот и выращивают овощи. Развиты рыболовство, продукция которого удовлетворяет 25% внутреннего спроса, и лов креветок.

Кувейт является крупным экспортером нефти и нефтепродуктов. Экспортируются также удобрения и креветки. Основные партнеры по экспорту – Япония, США, Сингапур, Нидерланды. Кувейт импортирует продовольствие, строительные материалы, машины, готовую одежду. Основные партнеры по импорту – США, Япония, Великобритания, Германия. Внешняя торговля имеет устойчивое положительное сальдо.

Благодаря успешной эксплуатации огромных запасов нефти Кувейт располагает излишками капитала, который направляется как на зарубежные инвестиции, так и на реализацию многочисленных проектов по развитию средств связи, дорожной сети, гражданского строительства внутри страны и на социальное обеспечение.

Кувейт имеет высококачественную внутреннюю и международную телефонную связь, включающую сотовые телефоны, радиорелейные линии, передачу сигнала по воздушным проводам, коаксиальным и волоконно-оптическим кабелям и через спутники.

Сеть автомобильных дорог имеет общую протяженность 4450 км, из них более 80% с твердым покрытием. Нефтегазовые месторождения соединены с промышленными центрами и портами трубопроводами (протяженность нефтепровода ок. 880 км, газопровода – 165 км, провода для передачи нефтепродуктов – ок. 40 км). В Кувейте функционируют шесть морских портов (самые крупные – Эль-Кувейт и Мина-эль-Ахмади), к которым приписаны 45 большегрузных судов водоизмещением более 1000 брутто-регистровых тонн каждое (общим водоизмещением ок. 2,5 млн. брутто-регистровых тонн). Примерно половину торгового флота составляют нефтеналивные танкеры. Развито авиационное сообщение, как внутреннее, так и международное, действуют 8 аэропортов. В стране налажено вертолетное сообщение.


Туризм: страны и города © 2010-
Рейтинг@Mail.ru