Туризм: страны и города

Туризм: страны и города

буддизм по монгольски

Считается, что буддизм пришел в Монголию в 1577 г., когда к монгольскому Алтан хану явился правитель тибетских лам. Монгол был любезен и пожаловал гостю звание далай-лама. Последний так же не остался в долгу и окрестил монгола Великим ханом. С этого обмена любезностями все и началось. По степям кочевали священные юрты, выполнявшие функции храмов. И идеи ламаизма захватили всю Монголию.

Напомним вам, что мечта и цель всякого буддиста - достижение нирваны, совершенного состояния души. В нирване нет страданий и боли, а только лишь мир да покой. Пути ее достижения определяются тем или иным направлением внутри самого буддизма. Сразу скажем, что в Монголии прижился ламаизм. Опознать ламаиста можно по желтой шапке, овоодой. У монгольских буддистов только духовная связь с наставником способна открыть истинный путь к просветлению. Так как желающих уйти в нирвану много, то и лам-учителей, земных представителей Будды, тоже должно быть много.

Особым почетом у желтошапошников пользуется тибетец Цзонхава, основатель ламаизма. Священник разработал монастырский устав, осудил женатых монахов, ввел пышную обрядовость при богослужениях, определил место каждого служителя культа в сложной системе церковной иерархии. Иерархия ламаистских божеств не менее сложна и запутанна - она объединяет сотни, если не тысячи сверхъестественных сущностей. Основную массу составляют саддыки - духи разных мест. Свое божество есть, например, у Верблюжьей горы или у Горы-черепахи. Когда буддизм пришел в Монголию, все здешние боги автоматически попали в буддистский пантеон.

Раньше службы проходили в кочевых храмах, огромных юртах. Но кочевой буддизм очень быстро себя изжил. Монголы стали строить каменные и деревянные монастыри в китайском и тибетском стилях. При выборе места для храма особое внимание уделялось рельефу, наличию вблизи реки, озера, леса, горы. Предпочтение отдавалось сакральным местам, куда обычный человек забредать побаивался. Именно здесь обитали существа невидимые обычным зрением. Просветленные монахи ощущали их присутствие зрением внутренним, которое развивалось путем долгих и упорных медитаций.

Монастыри по своему статусу и размерам были неодинаковы. Самые большие сооружали по указу хана. Некоторые строили на средства населения, на пожертвования богатых лам. Такие весь год стояли в запустении и становились обитаемы только в день какого-нибудь праздника. Огромным влиянием пользовались монастыри, посвященные святым перерожденцам, хубилганам. Таким был Манджушри-хит, или скит, построенный на месте одинокой обители ламы-отшельника.

Когда-то, сидя на близлежащей горе, он соединился в медитации с божеством Манджушри. Это одно из трех великих существ, бодхисатв, которое предпочло не уходить в нирвану, а помочь людям найти путь к спасению. К Манджушри принято обращаться с просьбой о даровании истинного знания, ибо он - сама Мудрость. Он - Владыка Речи, Господин Священных Заклинаний, незримо пребывающий на горе. И, действительно, поднявшись к вершине, явственно ощущаешь присутствие того, кто непременно накажет всякого, посмевшего явиться без подношения. В буддизме можно пожертвовать целое состояние и не достичь желаемого. А можно положить камешек, привязать кусочек шелка, бросить к ногам бога мелкую монету. Этого будет вполне достаточно, чтобы получить все сокровища Вселенной…

Монастырь ламы-отшельника упоминает Николай Рерих, посетивший Монголию в 1926 г.: "Из ближайших к Улан-Батору монастырей хорошей славой пользуется Манджушри-хит, откуда был похищен покойный богдогэгэн. Все значительно легендами в Монголии…" Этот богдогэгэн, духовный лидер монголов, был тут мумифицирован и покрыт золотом. Кому понадобилось позолоченное тело священника - осталось загадкой…

Туризм: страны и города. Путевые заметки со всего мира.


Туризм: страны и города © 2010-
Рейтинг@Mail.ru