Туризм: страны и города

Туризм: страны и города

экономика монголии

экономика монголии ВВП Монголии в 2003 составил 4,88млрд. долл. США. По секторам ВВП Монголии делится следующим образом: сельскохозяйственная доля составляла 20,6%,индустрия – 21,4%, прочие службы – 58%.

Пастбищное животноводство. Пастбищное животноводство по-прежнему остается главным видом хозяйственной деятельности. Разрушение кочевого образа жизни началось с проведения маньчжурами политики прикрепления этнических групп в составе монголов к определенным территориям. Катастрофическое сокращение поголовья скота в период после 1924, когда в Монголии усилилось влияние Советского Союза, стало результатом слепого копирования политики коллективизации. Позднее была выработана особая монгольская форма коллективных хозяйств. Земли каждого такого коллективного хозяйства считались также административной единицей – районом (монг. сомон). В 1997 общая численность поголовья скота – овец, коз, крупного рогатого скота, лошадей, верблюдов – составляла ок. 29,3 млн. голов, из них 80% овцы и козы, 11% – крупный рогатый скот. На сегодняшний день Монголия находится в числе ведущих стран мира по поголовью скота в расчете на душу населения (приблизительно 12 голов на одного человека). Существенный прогресс был достигнут также в племенном животноводстве и ветеринарии.

В русле политических и экономических перемен, начавшихся в странах прежнего социалистического лагеря после 1989, Монголия приняла решение о переходе к рыночной экономике. На основании принятого в 1990 закона об иностранных инвестициях граждане других государств получили возможность владеть акциями различного типа предприятий– от фирм со 100-процентным иностранным капиталом до совместных компаний. Были приняты новые законы, касающиеся налогообложения и банковских операций, кредита и долговых обязательств. В мае 1991 вступил в действие закон о приватизации, по которому государственная собственность могла переходить в руки «законопослушных» граждан (т.е. тех, кто ранее не совершал серьезных преступлений), постоянно проживающих в стране. Каждому гражданину был выдан особый инвестиционный купон, который можно было купить, продать или вручить любому другому лицу. Держатели подобных купонов становились активными участниками специальных аукционов, с помощью которых приватизировалась государственная собственность. Позднее в 1991 были ликвидированы «госхозы» и кооперативные животноводческие объединения, началась передача в частную собственность земли и скота.
Земледелие. В экономической жизни Монголии земледелие играет второстепенную роль. Различные сельскохозяйственные культуры выращиваются в северной и западной частях страны, некоторые с применением орошения земель. Ирригационные системы созданы сегодня и в Гоби. В 1990 общая площадь культивируемых земель составляла около 827 тыс. га. До 1991 преобладающая часть этих угодий обрабатывалась крупными госхозами, остальные – кооперативными животноводческими сельхозобъединениями. Главной культурой является пшеница, хотя выращиваются также ячмень, картофель и овес. С 1950-х существует экспериментальное садоводство, а в заалтайской Гоби – даже бахчеводство. Существенную роль играет заготовка сена и кормов для скота.

Природные ресурсы. Монголия богата пушным зверьем (особенно много сурков-тарбаганов, белок, лисиц), в некоторых частях страны торговля мехом составляет важный источник дохода населения. В озерах и реках северных районов ведется рыболовный промысел.

Несмотря на изобилие месторождений полезных ископаемых, их разработка по-прежнему ограничена. В Монголии имеются 4 месторождения бурого угля (Налайха, Шарынгол, Дархан, Баганур). На юге страны в районе горного массива Табан-Толгой обнаружен каменный уголь, геологические запасы которого исчисляются миллиардами тонн. Давно известны и разрабатываются средние по запасам месторождения вольфрама и плавикового шпата. Медно-молибденовая руда, найденная в Горе Сокровищ (Эрдэнэтийн овоо) привела к созданию горно-обогатительного комбината, вокруг которого был выстроен город Эрдэнэт. Нефть в Монголии была обнаружена в 1951, после чего в Сайн-Шанда – городе к юго-востоку от Улан-Батора, недалеко от границы с Китаем, был построен нефтеперерабатывающий завод (в 1970-е годы добыча нефти прекратилась). Возле озера Хубсугул обнаружены гигантские залежи фосфоритов и даже началась их добыча, однако вскоре, из-за соображения экологии все работы были сведены к минимуму. Еще до начала реформ в Монголии с помощью СССР небезуспешно велись поиски цеолитов – минералов алюмосиликатной группы, которые находят применение в животноводстве и земледелии в качестве адсорбентов и биостимуляторов.

Промышленность. Значительное число предприятий обрабатывающей промышленности сосредоточено в Улан-Баторе, а в городе Дархан к северу от столицы расположен угледобывающий, чугунолитейный и сталеплавильный комплекс. Первоначально в основе местной промышленности лежала почти исключительно переработка животноводческого сырья, и главными видами выпускаемой продукции были шерстяные ткани, войлок, изделия из кожи, пищевые продукты. Множество новых промышленных предприятий появилось в Монголии после окончания Второй мировой войны – особенно в 1950-е годы и начале 1960-х годов, когда страна получала значительную финансовую помощь от Советского Союза и Китая. В 1980-е годы местная промышленность обеспечивала примерно 1/3 национального продукта Монголии, тогда как в 1940 – лишь 17%. После окончания Второй мировой войны в общем объеме промышленного производства существенно возросла доля тяжелой промышленности. Городов с предприятиями общегосударственного значения насчитывается свыше двух десятков: кроме уже названных Улан-Батора и Дархана, самые крупные – Эрдэнэт, Сухэ-Батор, Баганур, Чойбалсан. Монголия производит более тысячи наименований промышленных и сельскохозяйственных продуктов, большая часть которых потребляется внутри страны, на экспорт идут меха, шерсть, кожа, кожаные и меховые изделия, скот и продукты животноводства, фосфориты, флюориты, молибденовая руда.

Транспорт. Лишь в середине 20 в. из Улан-Батора в административные центры аймаков были проложены автодороги (большей частью грунтовые). Стратегическая трасса Наушки – Улан-Батор (400 км) стала первой гудронированной дорогой Монголии. В 1949 завершилось строительство отрезка железной дороги, связавшего Улан-Батор с Транссибирской магистралью на территории Советского Союза. Позднее ветка была продолжена дальше на юг, а в 1956 она соединилась с железнодорожной сетью Китая. Хотя проходящая по монгольской земле железная дорога служила в основном для транспортировки грузов между Китаем и Советским Союзом, эта магистраль в немалой степени способствовала экономическому развитию самой Монголии. В конце 1980-х годов почти 3/4 грузовых перевозок в стране осуществлялось с помощью железнодорожного транспорта.

Воздушные трассы связывают Монголию с Россией, Китаем, Вьетнамом, Японией. Собственный самолетный парк Монголии невелик, и дальние авиамаршруты обслуживают самолеты других стран. Собственная авиация Монголии имеет регулярную авиасвязь со всеми аймаками страны.

Торговля. До 1991 более 90% внешней торговли Монголии приходилось на долю остальных стран социалистического содружества, прежде всего Советского Союза. Ведущим торговым партнером Монголии среди капиталистических стран являлась Япония. Сегодня основными статьями монгольского экспорта являются сегодня минералы и металлические руды, а также продукты животноводства. В страну ввозятся в основном машины и оборудование, нефтепродукты, потребительские товары. Денежная единица Монголии – тугрик, а разменная монета именуется мунгу (в 1 тугрике 100 мунгу).

Туризм: страны и города. Путевые заметки со всего мира.


Туризм: страны и города © 2010-
Рейтинг@Mail.ru