Туризм: страны и города

Туризм: страны и города

узбекистан туризм

УЗБЕКИСТАН - СТРАНА ТУРИЗМА

Туризм, как доходная и инфраструктурная сфера экономики, еще с советских времен обладал преимущественной базой в Узбекистане, что выгодно отличало эту центрально-азиатскую республику от большинства бывших союзных субъектов. Наличие в стране множества уникальных исторических, архитектурных, религиозных памятников и ансамблей, относящихся к различным периодам прошлого, всегда привлекало сюда многочисленные группы путешественников, туристов из многих стран, принося высокие прибыли. В казну республики в силу бытовавших в прежние времена экономических порядков поступали ограниченные средства по остаточному принципу. Львиная же часть доходов оседала в бюджетах союзных структур, которые иной раз даже на поддержание инфраструктуры отрасли республики умудрялись выделять крохотные средства. Но это не помешало Узбекистану поддержать состояние бесценной коллекции из более чем 4000 памятников монументальной архитектуры и других исторических компонентов в надлежащем обличии. В настоящее время все историческое и культурное наследие узбекского народа продолжает оставаться предметной базой туристической индустрии, пережившей за годы независимости характерные институциональные преобразования.

Она успешно освоила атрибутику рыночной экономики. Этому предшествовало формирование качественно прогрессивной нормативно-правовой базы отрасли. Ее приоритеты были обозначены в законодательных актах, в важных организационно-технических мероприятиях, последовательно инициированных главой государства. В 1992 году увидел свет Указ президента “Об образовании Национальной кампании “Узбектуризм”. 1995 году президент Республики Узбекистан И. Каримов издал Указ “О мерах по активизации участия РУ в возрождении Великого шелкового пути и развития международного туризма”. В 1997 по заданию руководства страны группа экспертов ВТО (Всемирная Туристская Организация) совместно со специалистами Национальной Кампании “Узбектуризм” разработали проект Закона “О туризме”, который немногим позже был принят Олий Мажлисом (Парламентом) республики. Наконец, в стране была принята Программа развития туризма на период до 2005 года, вобравшая в себя современные достижения организации туристического бизнеса из опыта прогрессивных государств. Самым значимым приобретением в рассматриваемом аспекте, пожалуй, можно назвать то, что оказание широкого спектра услуг в отрасли, производящей так называемый “турпродукт”, перестало быть прерогативой государства. Бывшие государственные структуры были акционированы. Бесспорно, привлекательная для инвестиций сфера открыла двери для иностранного капитала.

Основным компонентом производства отрасли остается международный туризм с культурно-познавательной направленностью. В настоящее время 454 туристических компаний, среди которых множество частных и совместных предприятий, успешно привлекают в страну иностранных туристов.

Туристические маршруты Узбекистана включают путешествия по городам Великого Шелкового Пути, в которых сосредоточено подавляющее большинство монументальных памятников древности. Многие из них причислены к шедеврам мирового зодчества и всемирного культурного наследия, посему находятся под охраной ЮНЕСКО. Среди объектов, имеющих всемирно-историческую ценность, значатся более 140 мест стоянок древнего человека с тысячами уникальных петроглифов. Города Самарканд, Бухара, Хива вот уже на протяжении долгих лет продолжают оставаться самыми посещаемыми местами не только в республиканском, но и в региональном и даже мировом масштабе.

Огромный интерес для внимания туристов мира представляет самобытная природа Узбекистана с ее экзотикой и возможностями для организации охоты, оздоровительной среды. И эти направления находятся на стадии постоянного развития усилиями специализированных фирм.

Если исторические и археологические виды туризма развиты в рамках всемирно известных маршрутов “Ташкент-Самарканд-Шахрисабз-Термез-Бухара-Ургенч (Хива), то экологические и приключенческие туры организационно базируются в пределах Ферганской и части Ташкентской областей, предлагая такие виды услуг, как рафтинг, верховой туризм “tour off road” и другие. Удельный вес этих видов в общем спектре оказываемых услуг с каждым годом увеличивается.

Устойчивые традиции историко-архитектурного и этно-культурного видов услуг, как свидетельствует прогрессивный опыт, обретают завершенное состояние вкупе с комплексом культурно-развлекательных приложений, позволяющих иностранным гостям иметь доходчивое представление об истории, традициях, культуре местного этноса. Поэтому театральные постановки, игровые сцены, певческие и танцевальные программы на объектах исторического значения стали неотъемлемой частью многочисленных туров.

Стоит вспомнить, что состоявшийся еще в 1994 году в Самарканде первый Международный Форум по возрождению Великого Шелкового Пути при участии ВТО, ПРООН и ЮНЕСКО, обозначив новые перспективные направления развития индустрии, утвердил статус Узбекистана в качестве страны, формирующей конструктивную базу интеллектуальных и организационных предпосылок отрасли. Основной документ Форума – Самаркандская Декларация высоко оценила усилия Узбекистана в развитии Великого Шелкового Пути, как средства коммуникации, сближения народов мира в направлении торгово-экономического и культурного обмена…

В конце 1995 года в Ташкенте при поддержке ВТО прошла первая Международная Туристская Ярмарка “Туризм по Великому Шелковому Пути”. В дальнейшем решением ВТО Ташкентская Ярмарка вошла в официальный каталог международных форумов и получила статус “ежегодной”. С тех пор постоянными участниками Ташкентской Ярмарки стали крупные туристические кампании, национальные туристические организации, ассоциации, туроператоры и агентства, страховые кампании, банки, гостиничные фирмы, рекламные агентства из десятков стран мира.

Туризм, как специфический вид экономической деятельности, не может развиваться, замкнувшись в национальных границах. В стратегии его поступательности заложен принцип так называемого встречного действия. Иными словам, борьба за активный рынок в туристическом бизнесе проходит повсеместно, где сходятся интересы коллег из стран всех континентов. Именно поэтому посланцы Национальной кампании ”Узбектуризм”, других туристических организаций Узбекистана становятся неизменными участниками влиятельных международных ярмарок ITB (Берлин), WTM (Лондон), BIT (Милан), FITUR (Мадрид) и других.

В 2002 году в Бухаре прошло 4-е заседание Форума по возрождению Великого Шелкового Пути с участием полномочных представителей туристических организаций почти 30 стран. Подтвердив приверженность культурным и гуманистическим принципам, заложенным в основу программной деятельности организации, участники мероприятия призвали народы стран региона и других государств всемерно способствовать развитию международного туризма, как надежного средства в борьбе против опасных тенденций противостояния, разжигания межнациональных конфликтов.

Увеличение потока зарубежных туристов и формирование положительного имиджа страны в мире как государства с развитой туристической инфраструктурой неразрывно связано с состоянием визового, пограничного, таможенного распорядка. Многие процедуры в разрезе деятельности этих служб упрощены и приведены в соответствие с общепринятыми в мире предписаниями.

Совершенствование туристического комплекса Узбекистана идет по поступательной линии, реально обретая характеристики высокоразвитой индустрии. Вместе с тем эта отрасль, занимая достойное место в социально-экономическом комплексе страны, все активнее выводит Республику Узбекистан в орбиту международных связей, формируя надежный фундамент отношений со многими государствами мира

Туризм: страны и города. Путевые заметки со всего мира.