Туризм: страны и города

Туризм: страны и города

история узбекистана

история узбекистана История Узбекистана с древнейших времен до настоящего времени

История Узбекистана насыщенная яркими и значительными событиями уходит в глубокую древность. Археологами установлен факт ее обживания уже в эпоху нижнего палеолита в пределах 500 тыс. - 1 млн. лет до н.э.

В эпоху неолита (VI-IV тыс. до н.э.) в Средней Азии складываются три обширные археологические культуры: джейтунская, гиссарская и кельтиминарская.

Дальнейший прогресс оседло - земледельческой культуры наблюдается в эпоху энеолита (IV тыс. до н.э.) и особенно бронзы (III-II тыс. до н.э.), когда получают широкое распространение орудия труда и оружие сделанные из бронзы.

В наиболее передовых областях Средней Азии в эпоху поздней бронзы, во второй половине II тыс. до н.э. возникают первые протогосударственные объединения типа древнеегипетского нома - города - государства, являющиеся центрами оазисов, где крупное поселение с общественными постройками является административным центром вокруг которого базируются несколько поселений, расположенных вдоль одного канала или реки.

В VII-VI в.в. до н.э. происходит формирование историко-культурных областей - Бактрии, Маргианы, Хорезма, Согдианы и крупных поселений, достигающих более сотни гектаров площади и обнесенных мощными стенами (Мараканда, Кок-тепа, Узун-Кыр, Ер-Курган).

В 539 году до н.э. или в 529 году до н.э. Средняя Азия была завоёвана ахеменидским царём Киром, причём сам Кир погиб в сражении с саками, возглавляемыми царицей Томирис. На протяжении двухсот лет весь юг Средней Азии входил в состав Ахеменидской империи, причем вся её территория была разделена на сатрапии, вносившими дань в определённых весовых единицах серебра - талантах в казну ахеменидских царей. Три из среднеазиатских сатрапий - Бактрия, Согд, Хорезм полностью или частично находились на территории современного Узбекистана.

Владычество ахеменидов здесь завершается походами Александра Македонского, который, покончив с главными силами ахеменидов в 329 году до н.э. вступил на территорию Средней Азии в погоне за последним претендентом на ахеменидский престол - сатрапом Бактрии Бессом. Три года (329-327г.г. до н.э.) потратил Александр на завоевание Средней Азии, народы которой, особенно согдийцы во главе со Спитаменом оказали его войскам ожесточённое сопротивление. По-видимому, в это же время формируется первое государство на территории современного Узбекистана-Хорезмийское царство.

После смерти Александра и последующей за ней ожесточённой войны диадохов, юг Средней Азии с 306 г. до н.э. входит в состав Селевкидской империи, но уже в середине III в. до н.э. сатрап селевкидов в Бактрии Диодот поднял восстание против метрополии и создал самостоятельное государство, получившее в науке название Греко-Бактрийского.

Греко-Бакрийское царство пало в начале второй половине II в. до н.э. под ударом сакских и сарматских племен (асиев, пасиан, сакаравлов), а затем юечжей-тохаров, пришедших в Бактрию под давлением хуннов. Они создали своеобразное государство конфедеративного типа, состоящего из отдельных владений, пользующихся большой самостоятельностью.

Аналогичного типа государство - Кангюй складывается во II в. до н.э. в Трансоксиане - Среднеазиатском Двуречье, состоящем по сведениям Хоуханьшу из пяти владений, каждое из которых чеканило свою монету, что свидетельствует об их самостоятельности.

Во второй половине II в. до н.э. Ханский Китай впервые, благодаря миссии Чжан-Цзяня открывает для себя Западный край (Среднюю Азию - Э.Р.). Происходит становление Великого Шёлкового пути-первой в истории цивилизаций трансконтинентальной дороги, соединившей страны Запада и Востока.

В период местной античности (I в. н.э. - первая половина III в.н.э.) Северная Бактрия входит в состав могущественной Кушанской империи, основанной в первой половине I в. н.э. вождём одного из юечжийских родов кушан Куджулой Кадфизом. Согд (Кашкадарьинская и Самаркандская области Узбекистана), в это время представляющий собой независимое государство, управлялся династией Гиркода, также, вероятно, юечжийского происхождения. В Хорезме к власти приходит династия Афригидов, правившая здесь, судя по традиционному династическому символу - всаднику на коне, в течении 700-800 лет. Самостоятельные владения представляли собой Бухара и Давань (Фергана), а также, по-видимому, Чач. Впрочем, не исключено, что все эти владения Трансоксианы номинального всё же входили в состав Кангюя.

III-IV века н.э. в истории Средней Азии характеризуются крушением великих империй древности - Кушанской и Парфянской, образованием множества мелких самостоятельных владений, вторжением кочевых племен хионитов и кидаритов, разрушением древней социальной формации, упадком экономики, материальной и художественной культуры.

В эпоху раннего средневековья V-VIII вв. происходят кардинальные изменения в области социальных отношений, знаменующихся появлением класса богатых землевладельцев - дехкан. Политическая ситуация этого периода определяется соперничеством великих держав за обладание Среднеазиатским Двуречьем: во второй половине V в. н.э. - первой половине VI в. н.э. Сасанидского Ирана и Эфталитского государства, во второй половине VI в. н.э. и первой половине VII в. н.э. Сасанидского Ирана и Тюркского каганата, а затем Тюркского каганата, Таньского Китая и Арабского халифата, завершившееся в середине VIII в. н.э. окончательным включением этого региона в состав Абассидского халифата.

В VII - первой половине VIII в.н.э. Среднеазиатское Двуречье представляло собой конгломерат мелких и более крупных владений. Наиболее крупными их них явились владения хорезмшахов со столицей в Гургандже (современный Куня Ургенч), бухархудатов со столицей в Бухаре, согдийских ихшидов с центром в Самарканде, хидевов Чаганиана с одноименной столицей вблизи современного города Денау в Сурхандарьинской области, хвабов Чача с центром на месте г. Ташкента. Не менее пёстрой была и религиозная жизнь. На большей части Среднеазиатского Двуречья господствовал зороастризм, широкое распространение имели манихейство и христианство, а в южных областях - буддизм.

С середины VII в. активную роль в политической жизни Средней Азии стали играть арабы. В 651 г. они захватили Мерв (около г. Байрам-Али в Туркменистане), откуда стали совершать набеги на Среднеазиатское Двуречье, с тех пор именуемое Мавераннахр (араб. “то, что за рекой”). К середине VII в. арабы в результате многих походов, в особенности возглавляемых Кутейбой б. Муслимом между 704 и 712 гг., окончательно подчинили себе Среднеазиатское Междуречье, включенное в состав Аббасидского халифата. К IX в. ислам становится государственной религией населения Средней Азии.

IX- начало XIII века. Этот весьма значимый в истории период соответствует развитому средневековью. Его можно разделить на два больших периода: IX-X вв. когда у власти стоят представители, восточно-иранских по своей этнической принадлежности, династии (Тахириды, Саманиды), при религиозном и отчасти политическом лидерстве аббасидских халифов, как глав мусульман; XI- нач. XIII в., когда их сменяют их тюркские династии (Караханиды, Сельджукиды, Газневиды Ануштегиниды), а роль аббасидских халифов сводится к религиозному их значению. Возрождение местной государственности в Средней Азии происходит в IX-X в., когда нарушается единство Аббасидского государства как на Западе в Магрибе, Северной Африке и Андалузии, так и на Востоке в Хорасане и Мавераннахре.

Начало этого процесса в какой то мере было положено уже Бармакидами, предки которых были верховными жрецами буддийского храма Наубехар в Балхе.

В конце первой четверти IX в. к власти в северо-восточных провинциях халифата пришла династия Тахиридов (821-874 гг.) основателем которой был Тахир б. Хусайн. В 821 г. он стал наместником Хорасана - в состав которого в ту пору входили почти все северо-восточные области халифата, в том числе Мавераннахр с Бухарой, Самаркандом и Шашем. Тахир б. Хусайн управлял этим наместничеством фактически как независимый правитель, чеканил свою монету, и в ноябре 822 г. приказал не упоминать имени халифа Мамуна в пятничной молитве - хутбе, что в то время в мусульманском мире означало обретение полного суверенитета.

Особого могущества династия Тахиридов достигла при Абу-л Аббасе Абдаллахе б. Тахире (830-844), ставшем фактически независимым правителем. Он укрепил политическую и административную власть предпринял решительные меры по организации сельского хозяйства и водопользования, проведению новых каналов, развитию ремесел, добычи полезных ископаемых, упорядочил налоговую систему и денежное обращение. Период правления Тахиридов знаменовал окончательную победу ислама в Мавераннахре. После Тахиридов к власти в Мавераннахре пришли Саманиды.

В 892 г. главой династии становится Исмаил б. Ахмад, который создал централизованное государство, одно из самых могущественных в мусульманском мире, независимое от Абассидского халифата. В состав его, помимо территории современного Узбекистана, вошли северо-восточные области Ирана, север Афганистана и южные районы современного Казахстана. Столицей государства была Бухара.

XI - начало XIII в.

Династия Саманидов прекратила свое существование в нач. XI в. а последний ее представитель Абу Ибрахим Исмаил по прозвищу Мунтасир (победоносный) погиб в 1005 г.

Само же государство Саманидов было разделено в начале XI в. между двумя государствами, управляемыми тюркскими династиями Караханидов и Газневидов.

Караханидский каганат образовался в X в. Родоначальником династии Караханидов был некий Сатук, принявший ислам, а в 960 г. его сын Муса объявил ислам государственной религией каганата.

Караханидской каганат делился на две части: восточный со столицей верховного кагана в Баласагуне (на территории современной Киргизии) и западный-с резиденцией в Таразе (Южный Казахстан), а затем с начала XI в. в Кашгаре.

Основную роль в каганате играли тюркские племена: карлуки, чигили, ягма. В конце X в. караханиды стали совершать походы на Мавераннахр, завершившиеся в начале XI в. гибелью государства Саманидов и подчинением их власти почти всей территории этого региона за исключением Хорезма, где правил хорезмшах Мамун из династии Иракидов и его юга с городом Термезом, принадлежавшим султану Махмуду из династии Газневидов.

Основателем этой, также тюркской, династии был бывший гулям Себук - тегин, но подлинного своего могущества она достигла при султане Махмуде Газневидском (998-1030), в состав государства которого со столицей в Газне, входили огромные территории от Каспийского моря до Северной Индии, включительно, а также часть современного Узбекистана. При преемниках султана Махмуда, государство Газневидов постепенно приходит в упадок, сокращаясь в размерах, часть их владений в Хорасане и Мавераннахре вошли в состав государства Сельджукидов и Караханидов.

В 40-х годах XI в. Тамгач - хан Ибрахим окончательно избавился от подчинения восточному кагану Караханидов и создал в Мавераннахре самостоятельное караханидское государство со столицей в Самарканде, при этом правителе государство Караханидов достигло наивысшего могущества, в его состав входило почти все Междуручье, Шаш, Илак и Фергана.

Государство Караханидов состояло из различных уделов, правители которых во многом были самостоятельными (вплоть до чеканки своих монет), что в значительной степени ослабило государство.

К тому же Караханиды испытывали мощное давление внешних врагов, вначале Сельджукидов, а затем в конце первой половины XII в. кара - китаев.

Сельджукиды создали огромную империю простирающуюся от Византии на западе до Тохаристана на востоке, достигшей наибольшего могущества при султанах Али-Арслане (1063-1078) и Малик-шахе (1078-1093). Его столицей был город Мерв вблизи современного города Байрам-Али в Туркменистане.

В конце 30-х годов XII в. на востоке караханидских владений появилась новая грозная сила кара - китаи. Этим именем мусульманские авторы называли народ маньчжурского происхождения, кочевавшего до их прихода в Среднюю Азию в бассейне р.Тарим (Восточный Туркестан).

В 1141 г. в Катванской степи каракитаи нанесли поражение объединенной армии Сельджукидов и Караханидов. Каракитаи обложили население Мавераннахра тяжелой данью - по динару со двора, которая доставлялась в ставку каракитаев - г. Баласагун. Однако управление страной оставалось в руках караханидов, размеры владений которых в это время значительно сузились. В Бухаре власть фактически перешла в руки садров (от арабского “садр” - столп) - религиозной наследственной династии., возводившей свой род к халифу Омару.

Во второй половине XII в. в Мавераннахр переселяется тюркское племя карлуков., с которыми караханиды вели ожесточенную борьбу. В это же время южные области нынешнего Узбекистана подверглись нашествию Гуридов - династии, происходившей из горной области Гур в верховьях Хильменда и Герируда (северо - запад Афганистана). Само государство Караханидов не представляло уже единого целого - в Самарканде, Шаше, Фергане, Чаганиане и Термезе правили самостоятельные караханидские правители.

Во второй половине XII в. происходит возвышение тюркской династии хорезмшахов - Ануштегинидов. Султану Текешу (1172-1200 гг.) удалось завоевать в борьбе с сельджукидами Хорасан и Западный Иран, а его сыну Мухаммаду (1200-1220) разгромить каракитаев и Гуридов, восставшее население Хорасана, подавить восстание Малик Санджара в Бухаре. В 1210 г. Хорезмшах Мухаммад казнил последнего караханидского правителя Самарканда – Усмана, а через два года устраняет от власти других владетелей караханидских уделов. Затем он завоевывает Иран и Афганистан. В результате этих военных успехов было создано самое могущественное государство на Среднем Востоке - государство хорезмшахов со столицей в Гургандже (совр. Куня-Ургенч).

Начало XIII-XV в. Государство хорезмшахов в 1220 г. прекратило свое существование. Решающий удар в падении его могущества нанесла монгольская армия во главе с Чингиз-ханом.

В начале 1220 г. армия Чингиз-хана вторглась на территорию современного Узбекистана. В феврале этого года была взята Бухара, в марте - Самарканд, осенью - Термез, а в апреле 1221 года Гургандж. Все эти города были разрушены до основания, в результате чего впоследствии некоторые из них как Самарканд и Термез возродились уже на новых местах.

После смерти Чингизхана в 1227 г., вся монгольская империя была разделена на несколько самостоятельных государств во главе которых стали сыновья и внуки Чингиз-хана.

Северо-запад нынешнего Узбекистана - Хорезм вошел в состав улуса Джучи - Золотой Орды, а остальная его часть стала владением другого сына Чингиз-хана - Чагатая (1227-1241 гг.).

Хан Кепек (1318-1326 гг.) был первым чагатаидским ханом, перенесшим свою столицу в Мавераннахр, где неподалеку от Несефа он выстроил дворец (по монг. Карши), вокруг которого вырос большой город Карши, (ныне центр Кашкадарьинской области Узбекистана). При Тармаширине (1326-1334 гг.), принявшем ислам, усиливаются противоречия между двумя группировками среди чагатайской знати - одна была склонна к принятию ислама и переходу к оседлой жизни, другая - сохраняла кочевнические традиции и преемственность старой языческой религии. Эта борьба впоследствии привела к разделению страны на две части - собственно Мавераннахр и Моголистан (территория Семиречья). Феодальные распри, борьба двух тенденций привела в конце 50-х годов XIVв. Чагатайское государство к распаду на более чем десятки владений.

В середине XIV в. на политическую арену в Мавераннахре выдвигается Амир Темур, ставший в последствии создателем одного из крупнейших государств в истории Востока. Темур родился в 1336 г. в селении Ходжа - Илгар вблизи Кеша, с XIV в. носившего уже название Шахрисябз.

9 апреля 1370 г. на курултае, состоявшемся в Балхе, Амир Темур был избран верховным правителем Мавераннахра.

Однако, не будучи чингизидом, Амир Темур не принял предлагаемого ему титула хан, ограничившись более скромным титулом амир. А на престол возвел подставных ханов Суюргатмыша (1370-1388 гг.) и его сына Султан - Махмуда (1388-1402 гг.).

К 1380 г. Амир Темур, покончив с междоусобной борьбой, совершил походы в Джете (Семиречье), Хорезм, в низовьях Сырдарьи и объединил прежние владения Чагатаидских ханов в новое единое государство со столицей в г. Самарканде.

Завоевание Ирана и Ирака Амиром Темуром было осуществлено в течение более десяти лет в ходе так называемых трехлетнего (1386-1389 гг.) и пятилетнего (1392-1397 гг.) походов, хотя, первые походы в Хорасан он начал осуществлять уже с 1381 гг. В ходе последующих были подчинены Закавказье, а во время семилетнего похода (1399-1404 гг.) разгромлена Османская Турция и подчинен мамлюкский Египет и Сирия. В 1398 г. Амир Темур подчинил Северную Индию, а в результате походов 1391 и 1395 г. разгромил главного своего врага - золотоордынского хана Тохтамыша. К 1403 г. Амир Темур создал огромное государство, в состав которого, помимо Средней Азии, вошла вся территория Ближнего и Средного Востока от Средиземного моря до Северной Индии включительно. Все завоеванные им области он отдал в наследственные владения своим сыновьям и внукам. Скончался Амир Темур 9 февраля 1405 г. в Отраре во время похода на Китай. После его смерти государство его потомков Темуридов стало клониться к упадку, только при Шахрухе (1409-1447 г.) оно сохраняло размеры примерно равные империи Темура. Мавераннахром в это время управлял знаменитый Улугбек (убит в 1449 г.).

Во то время государство Темуридов не было уже в состоянии защитить себя от внешней угрозы. Главным противником Темуридских правителей Хорасана и Мавераннахра становится Мухаммадом Шайбанихан.

К началу XVI в. Шайбани хан захватил Бухару и Самарканд, в 1505 г. - Хорезм, а в 1507 г. взяв Герат, покончив с правлением последнего темуридского правителя - Бади аз-Замана.

Достойное сопротивление ему оказал лишь Захир ад-Дин Бабур - внук Амира Темура в пятом поколении. Однако после поражения в 1512 г. Бабур ушел в Хисар, откуда стал предпринимать отдельные походы в Кабулистан и Индию, а затем в 1525 г. совершил решительный поход в Индию, где основал государство Бабуридов или Великих монголов.

После распада государства Темуридов вся территория Среднеазиатского Двуречья была поделена между родственными узбекскими династиями. Большая его часть вошла в состав шайбанидского государства основанного Мухаммадом Шайбаниханом.

Наибольшего расцвета государство Шайбанидов достигло при Убайдулле-хане (1534-1540) и особенно при Абдулле-хане II (1583-1598).

После смерти Абдуллы хана в стране началась ожесточенная феодальная и династическая борьба, приведшая к тому, что здесь воцарила новая династия Джанидов по имени ее основатели Джани Мухаммада.

Хорезм, низовья Сырдарьи и часть современного Туркменистана в это время управлялась другой родственной шайбанидом династией, основанной султаном Ильбарсом, который с 1511 г. становится правителем этого ханства. С 1596г., когда столицей ханства была провозглашена Хива, его стали именовать Хивинским ханством. В конце XVII - первой половине XVIII в. страны Среднеазиатского Двуречья охватил тяжелый экономический и политический кризис, усугубленный постоянными внешними вторжениями кочевых племен в частности калмыков из Джунгарского ханства и персидского шаха Надира в 1740 г. В этих условиях часто сменяемые правители государств фактически превратились в подставных ханов от имени которых правили главы различных узбекских племен. В средине XVIII в. дальнейшее обособление территорий внутри Среднеазиатского Двуречья способствовали возникновению новых государств.

В Бухаре к власти в 1747 г. приходит Мухаммад Рахим бай-амир племени мангитов, ставший основателем новой династии Мангитов, управлявшей большей частью Среднеазиатского Двуречья. Со времени прихода к власти амиров из Мангитов, Бухарское ханство стало амиратом. Оно просуществовало вплоть до 1920 г. Бухарское амиратство наибольшего своего могущества достигла при амирах Шахмураде (1785-1800) и Насрулле (1826-1866) при которых в состав государства входила большая часть Среднеазиатского Двуречья, а также север Афганистана с Балхом и часть Туркменистана.

В начале XVIII в. Фергана обособляется в отдельное владение, первым правителем которого был Шахрух-бий из узбекского племени минг. Один из правителей этого владения Аламбек в 1805 г. принял титул - хан, и его государство стало называется Кокандским ханством по названию его столицы-города Коканда. Помимо Ферганы в состав этого ханства с 1808 г. вошли Ташкент и территории по Сырдарьи. В 1864 г. русскими войсками был завоеван Ташкент, а затем Фергана, в результате чего кокандское ханство прекратило свое существование и вошло в состав Российской империи.

В Хорезме в середине XVIII в. к власти пришел амир другого узбекского племени кунград-Мухаммад Амин (1763-1790). Его сын Эльтузар в 1804 г. принял титул хан и стал первым ханом кунградской династии правившей в хивинском ханстве вплоть до 1920 г.

Во второй половине XIX столетия на территории нынешнего Узбекистана располагались три ханства: Кокандское, Хивинское и Бухарское.

В результате вооруженного вторжения сюда Российских войск в 60-е годы Кокандское ханство было ликвидировано и образовано Туркестанское генерал-губернаторство, а Бухарский эмират и Хивинское ханство получили статус протектората, т.е. вассального государства с урезанной территорией и ограниченным суверенитетом.

Процессы трансформации новой национальной окраины в составе Российского государства сопровождались противоречивыми последствиями. Часть из них носила объективно значимый характер. К примеру, подчинив среднеазиатский регион, царская Россия придала импульс закладке более высокого уровня промышленного и аграрного производства, становлению нового типа рыночной экономики, росту городов, развертыванию процессов приобщения населения к достижениям европейской культуры. Но в целом негативные последствия намного превышали потенциал позитивных изменений.

Утратив независимость, народ потерял возможность самостоятельно избирать пути исторического развития, выражать свою политическую волю, разрушалась самобытная среднеазиатская цивилизация, основанная на вековых национальных ценностях, тысячелетней уникальной культуре.

Царское правительство целиком передало инициативу в организации административного “устройства” Туркестана представителем военного командования. Пирамида краевой власти восходила к генерал-губернатору, в руках которого сосредотачивалось все военное и гражданское управление.

Важнейшей задачей колониальной политики в экономической сфере являлось превращение региона в хлопковую базу российской промышленности.

Хлопководство, имело для метрополии стратегическое значение, поэтому колониальная администрация предпринимала активные меры по расширению посевов хлопчатника. Уже с 1889 по 1911 гг. по всему Туркестанскому краю посевная площадь под хлопком возросла в 7 раз.

Туркестан сыграл определенную роль в освобождении царской России от хлопковой зависимости. К 1915 г. доля общероссийского потребления туркестанского хлопка достигла почти 70 %.

Это обусловило активное вытеснение зерновых и кормовых культур. В результате зародились опасные процессы продовольственной зависимости от метрополии.

В крае создавались те отрасли промышленного производства, которые были связаны с первичной обработкой местного сырья, необходимой для того, чтобы сделать его пригодным для перевозки. Главным образом хлопка. Если в 1873 г. работал 1 хлопковый завод, то в 1916 г. - уже 350.

Начало развития получили каменноугольная, нефтяная, озокеритовая промышленности и добыча цветных металлов.

Колонизационным задачам было подчинено и строительство железных дорог. Их сооружали с целями обеспечения обороны, подготовки к дальнейшей возможной экспансии царизма, переброски войск для подавления восстаний, удовлетворения экономических интересов русской буржуазии.

Важную политическую и экономическую роль играла переселенческая политика царизма. Она была призвана закрепить позиции России в регионе, создать прочную социальную опору имперскому режиму. В основном переселялись крестьяне русских деревень.

Царская администрация Туркестана уделяла большое внимание коренной перестройке образования, создавая русско-туземные школы и училища, направленные на выпуск кадров из местного населения, которые смогли бы служить ей.

Однако в Туркестане действовали с начала XX века и созданные джадидами “новометодные” школы, органически сочетавшие достижения восточной и европейской педагогической мысли, систему религиозного и светского образования.

Несмотря на давление, продолжала развиваться самобытная культура. В эти годы создавали свои произведения Мукими, Завки, Фуркат, Бехбуди, Ходжа Муин и др. Развивались также узбекская народная и классическая музыка, ремесла, предметы прикладного искусства.

В духовную сферу среднеазиатских народов входили новые культурные явления, как открытие публичных библиотек, музеев, появление газет, телеграфа, фотографии, кинематографа, книгопечатания, в создании узбекского профессионального театра и цирка и т.д.

Заметные перемены обозначились в научной сфере. В Туркестане плодотворно трудились также выдающиеся российские ученые мирового уровня, как В.В.Бартольд, В.Л.Вяткин, И.М.Мушкетов, В.А.Обручев, В.Ф.Ошанин, П.П.Семенов-Тяньшанский, А.П.Федченко и др.

Тем не менее, сложившиеся методы и формы колониального управления, политики имперской унификации вызывали растущее недовольство населения. Высшим выражением социального протеста явились массовые выступления и восстания. В их числе восстание 1875 г. в Андижанском и Маргиланском уездах под руководством Дервиш-хана, “Холерный бунт” 1892 г. в Ташкенте, массовое выступление 1898 г. в Ферганской долине, вошедшее в историю как “восстание Дукчи-ишана” и самое крупное восстание 1916 г., поводом к которому послужил указ царского правительства от 25 июня 1916 г. о принудительном призыве мужчин из коренного населения на тыловые работы в России в период I мировой войны.

Новую главу в истории Узбекистана открыла Февральская революция, которая политизировала туркестанское общество. Национальные демократы группировались вокруг созданной в марте 1917г. авторитетной организации “Шурои Исламия”, активной силой которой были известные лидеры джадидского движения - Убайдулла Ассадуллаходжаев, Мунаввар Кори, Махмудходжа Бехбуди, Ташпулатбек Норбутабеков. При их содействии образовались и другие национальные общественные объединения.

Позиция коренных туркестанцев определилась на I Всетуркестанском съезде мусульман (16-21 апреля 1917г.). Признав Временное правительство, они единодушно высказались за утверждение в России Федеративной демократической республики с предоставлением широкой автономии всем областям, в том числе Туркестану.

В этой вулканизирующей политической обстановке в октябре 1917 г. к власти пришли большевики.

Однако национальные прогрессисты не приняли большевизм и продолжали борьбу за суверенитет. В ноябре 1917 г. в Коканде открылся IV краевой съезд мусульман, где была провозглашена национальная государственность - “Туркистон Мухторияти” (“Туркестанская автономия”), воплотившая принципы разработанной национальными демократами программы государственного устройства Туркестана.

В документах мусульманского форума, как и прежде, не ставился вопрос о разрыве всех связей с Россией. В состав сформированного на съезде правительства “Туркистон Мухторияти”, наряду с известными национальными лидерами вошли и представители от европейского населения.

Однако это шло вразрез с политикой большевизма и в начале февраля 1918 г. “Туркестанская Автономия” была разгромлена. Это стало причиной массового антисоветского повстанческого движения (“басмачества”). В противостоянии с советско-большевистским режимом только в Ферганской долине погибло в течение 1918-1924 гг. около 500 тыс. человек.

В 1920 г. при помощи красной армии были свергнуты ханские режимы в Бухаре и Хиве и на их месте были провозглашены Хивинская и Бухарская народные советские республики, которые в действительности были зависимы от большевистской России.

Образованием в декабре 1922 г. Союза Советских Социалистических Республик - СССР была закреплена унифицированная социалистическая государственность.

В результате национально-государственного размежевания Средней Азии 1924 г. было образовано 5 новых республик. В их числе Узбекская ССР.

Однако вопреки пропагандистским декларациям о реализации узбекским народом права на государственное национальное самоопределение, в реальной жизни республика не обладала суверенными правами, была лишь частью советского государственного образования в новой форме.

Для советского времени характерны как позитивные, так и негативные явления в социально-экономическом развитии.

Результатом непродуманных реформ стала насильственная коллективизация, призванная завершить развернувшиеся с 1917 г. процессы тотального огосударствления отношений собственности не только в промышленности, но и сельском хозяйстве. В ходе неё было репрессировано свыше 60 тыс. дехкан.

Коллективизация нанесла колоссальный урон сельскому хозяйству. Резко сократилось поголовье скота, производство зерна, продовольствия. В СССР, в том числе в Узбекистане, что привело к голоду.

В последующий период в сельском хозяйстве наблюдалась определенная динамика положительных изменений, выразившихся в росте валовой продукции аграрного производства Узбекистана, укреплении его материально-технической базы. Но в принципе колхозно-совхозная система землепользования и административно-командный стиль управления на селе оставались доминантными.

Аналогичная ситуация наблюдалась в сфере промышленного производства. В ходе развернувшейся с 1925 г. “социалистической” индустриализации удалось сделать заметный шаг по пути превращения республики из аграрной в аграрно-индустриальную. В 1940 г. в Узбекистане действовало - 1445 промышленных предприятий. Однако, как и в царское время, союзное руководство стимулировало развитие тех отраслей, которые призваны были обеспечить центральные регионы необходимым промышленным сырьем. В итоге республика продолжала оставаться сырьёвывозящей.

Противоречивая ситуация сложилась в национально-духовной сфере. С одной стороны, в культурном строительстве обозначились значимые перемены. Большим завоеванием стало повышение образовательного уровня населения, широкое развертывание сети среднеспециальных и высших учебных заведений, огромные достижения были в науке, искусстве и литературе. К сожалению этот процесс сопровождался репрессивной политикой тоталитарного режима унесшего жизни многих безвинных людей.

Особой главой в жизнь узбекского народа и СССР в целом вошла советско-германская война 1941-1945 гг., составившая один из центральных фронтов второй мировой войны. Из Узбекистана участниками войны стали 1 млн. 433 230 человек, что составило более 40 % трудоспособного населения.

На рубеже 40-50-х годов продолжались политические репрессии против творческой интеллигенции Узбекистана. Усилилось и политическое притеснение духовенства. В целом за 1937-1953 гг. в республике было репрессировано почти 100 тыс. человек, из них 13 тыс. расстреляны.

В середине 50-х гг. новое руководство страны официально осудило массовые репрессии, реабилитировав имена многих репрессированных, в том числе в Узбекистане. Однако это не принесло кардинального обновления политической системы.

Заключительные десятилетия советской власти отличались сложным переплетением отдельных достижений с кризисными явлениями. Наиболее отчетливо противоречивые тенденции в этот период проявились в социально-экономической сфере. Подъем аграрного производства, меры по ускорению научно-технического прогресса придали импульс развитию народного хозяйства СССР, улучшению материального положения населения, в том числе и в Узбекистане.

Однако к началу 80-х гг. темпы экономического роста по Союзу упали до уровня, означавшего наступление стагнации.

В 60-80-е годы сырьевая специализация Узбекистана углубилась.

Потребительское отношение центра к Узбекистану, эксплуатация его природных и людских ресурсов, однобокий сырьевой характер национальной экономики обусловили нарастающее торможение социально-экономического развития края. Так, по производству валового общественного продукта на одного жителя Узбекская ССР занимала в конце 80-х гг. 12-е место в Союзе, национальный доход был вдвое ниже общесоюзного уровня. Серьезные проблемы наблюдались в системе здравоохранения. Остро стоял жилищный вопрос.

Определенные надежды на выход из системного кризиса породила “перестройка”, провозглашенная в апреле 1985 г. М.С.Горбачевым. Однако попытка модернизации советского строя окончилась неудачей.

Стремясь заблокировать “сепаратистские” устремления, союзное руководство в рамках борьбы с корумпированной номенклатурой раскрутило вымышленное “узбекское” или “хлопковое” дело. По его инициативе были арестованы более 25 тыс. ответственных работников и хозяйственников из Узбекистана по обвинению в коррупции и развернулась настоящая травля народных обычаев, культуры, усилилось искусственное ограничение узбекского языка.

Формирование новой политики ориентированной на национальные интересы Узбекистана возникает с приходом к руководству республики Ислама Каримова.

Существенной предпосылкой достижения государственного суверенитета стало избрание И.А.Каримова на первой сессии Верховного Совета Узбекской ССР двенадцатого созыва (март 1990 г.) Президентом Узбекистана.

Президентские указы, законы и постановления Верховного Совета и правительства республики на рубеже 80-90-х гг.. Декларация независимости были направлены на обеспечение политического суверенитета и экономической самостоятельности, национальное возрождение. Конкретным выражением этих процессов стали придание в 1989 г. узбекскому языку статус государственного, комплекс мер, нацеленных на самостоятельное решение важнейших народнохозяйственных задач, преодоление монокультуры хлопчатника, возвращение народу национальной духовности, традиций и обычаев.

31 августа на внеочередной VI сессии Верховного Совета была провозглашена политическая независимость. Страна получила наименование - Республика Узбекистан. 1 сентября был объявлен Днем независимости - национальным праздником.

Свое отношение к объявленной независимости и одобрение позиции руководства республики население однозначно высказало на выборах Президента страны и всенародном референдуме по вопросу политического суверенитета, состоявшихся 29 декабря 1991 года. Выборы главы молодого узбекского государства проводились на альтернативной основе. Первым всенародно избранным Президентом суверенного Узбекистана стал Ислам Каримов, которого поддержали 86 % избирателей. Независимость страны одобрили 98,2 % граждан, участвующих в голосовании.

За сравнительно короткий срок с сентября 1991 г. по июль 1993 г. Республику Узбекистан в качестве независимого государства официально признали 160 государств мира. 2 марта 1992 г. Узбекистан стал членом ООН.

Достижение независимости ознаменовало начало новой исторической эпохи - эпохи свободного развития.

Между тем, стартовые условия суверенного Узбекистана были чрезвычайно тяжелыми. Накопившиеся за годы царского режима и советской власти проблемы, последствия однобокой хозяйственной “специализации” остро проявились на начальном этапе независимого развития. Нарушение былых хозяйственных связей сопровождалось падением объемов производства почти во всех отраслях экономики, ростом безработицы, заметным ухудшением жизненного уровня населения.

Сложившиеся реалии требовали коренных преобразований в общественном устройстве и экономике. Определенную роль в разработке “Узбекской модели” национального возрождения и системного реформирования сыграл Ислам Каримов.

Правовой фундамент перехода от одной общественно-политической системы к другой заложила Конституция Республики Узбекистан, принятая 8 декабря 1992 года.

Большая работа развернулась по демонтажу командно-административной системы управления.

Модель политического устройства суверенного Узбекистана совмещает государственные структуры и политические институты, созданные по международно признанным стандартам.

Законодательная власть государственной власти представлена в республике в лице национального парламента - Олий Мажлис и местных органов представительной власти - Кенгашей (Советов) народных депутатов. Сердцевину новых органов исполнительной власти составил восстановленный национальный институт хакимов.

Стержнем новой политической системы Узбекистана стала президентская форма правления, в которой сконцентрированы полномочия Президента, как главы государства, и исполнительной власти.

Коренным образом изменилась в ходе преобразовательных процессов и сама суть государства. Оно стало главным инициатором и координатором проводимых реформ.

Важным этапом в формировании перспективных программ независимого Узбекистана стала разработка стратегии развития страны в условиях вступления в новый XXI век. Её отличительная черта - курс на либерализацию во всех сферах общества.

После обретения независимости духовное возрождение в республике стало осуществляться на путях возврата к духовным истокам, освоения ценностей мировой цивилизации и разработки собственной идеологии, основанной на идее национальной независимости.

Активные усилия предприняло руководство суверенного Узбекистана по восстановлению ислама и других конфессий. При этом учитывалось, что в исламском мире существуют формальные и неформальные движения, которые порой используют ислам в политических целях. Вследствие чего придавалось принципиальное значение тому, чтобы предотвратить использование религии в деструктивных целях.

Одновременно, принимая во внимание, что Узбекистан - полиэтническое государство, правительство республики особое значение придало обеспечению условий и возможностей для свободного развития всех наций и народностей. В духовном возрождении многонационального населения Узбекистана приоритетное место заняли национальные культурные центры, число которых достигло ныне более 180.

Плодотворная работа предпринимается в независимом Узбекистане по качественному обновлению системы образования и подъему науки. В ее основу заложены следующие принципы: гуманизм, демократичность образования и воспитания; непрерывность, последовательность, научность и светский характер системы образования; приоритет общечеловеческих и национальных культурно-духовных ценностей; создание возможностей для получения образования всем гражданам независимо от их национальности и религиозной принадлежности.

Обретение независимости создало благоприятные условия для определения собственного пути экономического развития, основанного на следующих принципах: деилогизация экономики; государство как главный реформатор в переходной период; социальная ориентированность экономической политики; эволюционное, поэтапное становление рыночных отношений.

С обретением независимости Узбекистан получил возможность самостоятельно вести внешнеэкономическую деятельность. Ныне Узбекистан стал членом Организации экономического сотрудничества, Европейского банка реконструкции и развития, экономической ассоциации стран Черного моря, Международного валютного фонда, Международной организации труда и других авторитетных организаций.

Широко развернулась в годы независимости создание совместных предприятий. На сегодняшний день их уже более 3,5 тысяч.

Успехи в экономическом развитии сопровождаются значимыми переменами в социальной сфере. Безусловным достижением прошедших лет явилось то, что социальная политика государства позволила поддержать, хотя по меркам развитых стран и не слишком высокий, но зато гарантированный уровень жизни.

За годы независимости существенно окрепла и обогатилась новыми формами уникальная система социального страхования населения через органы местного самоуправления - махалли, на которых возложено решение вопросов адресной поддержки, определения малоимущих групп и оказание им материальной помощи.

Предпринимаемые государством и общественными организациями усилия приносят результаты. Хотя в области здравоохранения сохранилось еще немало острых проблем, в целом за годы независимости удалось существенно улучшить ряд качественных показателей в состоянии охраны здоровья. В частности, если в 1985г. смертность детей до одного года на 1000 рожденных составляла 162 случая, то в 1999г. - 20,2. В тоже время показатели общей смертности на тысячу человек населения снизилась в 1999г. по отношению к уровню 1993г. с 6,6 до 5,3. И напротив, продолжительность жизни увеличилась по отношению к 1986г. с 71 до 73 лет.

Таким образом, будучи к моменту провозглашения государственного суверенитета страной с самыми неблагоприятными стартовыми условиями и ощутимыми социальными противоречиями, Узбекистан превратился ныне в одно из передовых государств СНГ, в авторитетного члена мирового сообщества. За прошедшие годы независимости республики приобрела качественно новый политический и социально-экономический облик. Узбекистан отличается от многих постсоветских государств твердой общественно-политической стабильностью, поступательным социально-экономическим ростом, динамичным продвижением по пути обновления и прогресса.

Туризм: страны и города. Путевые заметки со всего мира.