столица узбекистана
Ташкент столица Узбекистана
История Ташкента насчитывает более 2000 лет, за которые пройден путь от небольшого древнего поселения до одного из крупнейших городов Центральной Азии, столицы Республики Узбекистан. На протяжении веков город пережил много памятных событий своей мирной жизни и военных невзгод, периодов подъема и упадка. Первые сведения о Ташкенте содержатся в древневосточных хрониках II в. до н. э., где ташкентский оазис называется Юни и описывается как территория, входившая в состав государства Кангюй. Центром оазиса являлся одноименный город Юни. Древнее название ташкентского оазиса Чач зафиксировано в надписи 262 года персидского царя Шапура I на "Каабе Зороастра". В транскрипции китайских источников оно передано как Ши, арабских - Шаш. Впоследствии этот термин вошел в тюркские языки как Таш.
Сведения о Ташкенте содержатся в трудах математика и астронома IX в. Хорезми. В труде среднеазиатского мыслителя-ученого 11 в. Абу Райхана Беруни "Индия" происхождение названия Ташкента объясняется так: "Шаш взято из названия этого города на тюркском языке, а именно Ташканд. Наравне с Шашем название Ташкент встречается и у Махмуда Кашгарского (XI в.). Много ценных сведений по истории средневекового Ташкента известен в России в XVI в. и был внесен в Книгу Большого Чертежа под названием Ташкура. Однако, к XVII в. древнее название Шаш и другие постепенно вытесняются топонимом Ташкент. Данные древних и средневековых источников дополняются и уточняются результатами новейших археологических исследований на территорий современного Ташкента.
Территорию современного Ташкента, составляющую часть оазиса, oрошаемого рекой Чирчик, занимали земледельческие племена. Выгодное географическое положение и благоприятные климатические условия создавали здесь возможность развития еще в далеком прошлом земледелия и животноводства. Южная часть современного Ташкента, орошаемая арыком Джун, входит в этот район древнеземледельческой культуры. Открытое археологами поселение городского типа - Шаштепа стало источником дальнейшего развития здесь древней городской культуры. Во II - I вв. до н. э. Шаштепа приобретает признаки древнего города. Налицо укрепленная оборонительной стеной круглая цитадель с зданием из сырцового кирпича и пахсы внутри нее. Внешняя оборонительная стена цитадели включала внутренний сводчатый коридор и была оформлена снаружи башнеобразными выступами, т. е. была выстроена с учетом фортификационных приемов своего времени. На Шаштепа обнаружены привозные изделия времен первых веков н.э., свидетельствующие не только о довольно широкой торговли, но и о прохождении через Ташкент ответвления Великого Шелкового Пути - одной из главных торговых магистралей древнего мира. Некоторые находки (костяной стиль) дают возможность предположить наличие и такого признака городской культуры, как письменность. Изучение Шаштепа позволяет начать именно с него отсчет истории городской культуры на территории Ташкента и определять ее возраст в пределах не менее 2000 лет.
В первых веках н. э. весь микрооазис по протокам Чирчика, Салара, Карасу был освоен уже более, чем наполовину. Главенствующее положение занимало городище на берегу Салара, которое с полным основанием ученые считают городским ядром Ташкента первых веков н. э., достигшим наибольшего расцвета в VI-VIII вв. Вхождение в Тюркский каганат, расположение города вблизи рудной базы Карамазарских гор, близость кочевой степи, создававшая обеспеченный рынок сбыта ремесленной продукции, а также перемещение в северные районы оазиса основных торговых путей способствовали быстрому превращению его в столицу государства Чач. По описанию источников, город имел в окружности более 4-х км, включал цитадель, располагались дворец и храм, а также шахристан, застроенный домами знати, и рабад - кварталы ремесленников.
Вокруг города сложилась обширная сельскохозяйственная округа, занятая поселениями свободных общинников, замками и усадьбами раннефеодальной знати, небольшими городками. На окраинах ее, особенно обращенных в сторону кочевой степи, стояли пограничные сторожевые крепости. Почти вся описываемая округа вошла в черту современного Ташкента. Арабские источники имеют этот город столицей Чача (Мадинат-аш-Шаш). Ремесленники столицы занимались обработкой металлов, выделкой орудий труда, оружия, украшений, драгоценной утвари из металла, обработкой продуктов животноводства, поступающих из степи, изготовляли хлопчатобумажные и шерстяные ткани, керамическую и стеклянную посуду, ювелирные изделия. Город был местом оживленной торговли, о чем свидетельствуют найденные монеты близких и дальних государств, от Византии на западе и до Китая на востоке. Собственную монету чеканил в столице и правитель Чача. Период расцвета торговли и ремесла отмечен также взлетом культуры. Источники свидетельствуют об особом развитии изобразительного и музыкального искусства. Несмотря на временную зависимость от Тюркского каганата, Чач сохранил свой язык и культуру. Государственным языком оставался диалект согдийского языка, согдийским письмом проставлялись титулы и имена правителей на монетах (Артачака, Шчаниябага, Тарнавча) и составлялись официальные документы. Столицей Чача была также культовым центром (земледельческие культы плодородия, огнепоклонничество, почитание обожествленных предков). Руины некоторых языческих капищ и храмов огня сохранились и на других поселениях, относящихся к этому периоду. Погребальный ритуал проводился по зороастрийскому обряду. Особым видом ремесла и искусства было изготовление оссуариев, украшенных орнаментом с навершениями в виде скульптур, чаще всего птиц и человеческих лиц.
В первой трети VIII в. города Чача, в т. ч. и его столица, подвергались опустошительным вторжениям арабских завоевателей. Столица Чача была сожжена. От причиненных разрушений город не мог оправиться. Возрождение наступило лишь в IX в., но не на руинах, а в 4-5 км к северо-западу, на берегу Бозсу. Город быстро развивался, вновь стал столицей Чача, называемой арабскими источниками Бинкетом. Это название встречается на серебренных и медных монетах правителей IX-X вв. как место их чекана наряду с названиями Шаш и Мадинат-аш-Шаш. Значительного развития достигли ремесла и торговля.В конце X - середине XII вв. Чач в составе государства караханидов, и в это время начинает входить в обиход название Ташкент. В начале XIII в. Ташкентский оазис был разрушен Хорезмшахом Мухаммадом. К моменту монгольского завоевания (1220) Ташкент уступал по своему значению другим городам Маверауннахра. В XIV - начале XV вв. Ташкент в составе государства Тимура и тимуридов. В этот период город вновь приобретает значение сильной крепости, расширяется его территория, развиваются производство, торговля, культура. Археологические находки, архитектурные сооружения говорят о сочетании местных традиций с элементами культуры соседних стран Востока. В начале XVI в. Ташкент вошел в государство шейбанидов. Город был окружен новой крепостной стеной. Были возведены архитектурные сооружения, часть которых сохранилась. Во 2-й половине XVI в. Ташкент был присоединен к Бухарскому ханству. В XVII - XVIII вв. усиливаются торгово-экономические связи Ташкента с Россией. Взаимная выгода торгово-экономических связей Ташкента с русскими городами становилась все более очевидной. Ташкентские купцы часто посещают города Сибири. В 1739 из Оренбурга в Ташкент был направлен первый русский торговый караван.
С XVIII в. Ташкент был разделен на четыре части - даха. Каждая из частей имело своего правителя - хакима. В 1784 хаким Шейхантаурской части Юнусходжа объединил под своей властью весь город. В начале XIX в. Ташкент потерял свою независимость. Он был покорен Кокандским ханом. Территория города в это время составляла 16 кв. км, население 80 тыс. чел. В городе были развиты разнообразные виды ремесла: ткацкое, деревообделочное, металлообрабатывающее, кожевенное, обувное, гончарное и др. Часть горожан, наряду с торговлей и ремеслами, занималась земледелием. Было множество хлебопекарен, чайхан и мелочных лавок. Почти все отрасли городского ремесла работали на местном сырье.
Некоторый экономический подъем Кокандского ханства в связи с расширением торговых связей с Россией способствовал росту Ташкента, который был крупным среди кокандских городов. Ташкентские беки или хакимы восставали против Коканда и на короткое время становились самостоятельными. Не раз пыталось захватить Ташкент Бухарское ханство. Постоянные войны, увеличение налогов, произвол, злоупотребления и насилия чиновников приводили к вспышкам народных восстаний, наиболее крупные произошли в 1847 и в 1863 годах. Новый этап в развитии Ташкента начался со времени вхождения его, как и всей Средней Азии, в состав Российской империи. Стремление российского капитализма к расширению рынков сырья и сбыта, а также комплекс причин внешнеполитического характера вызвали продвижение русского царизма в глубь Средней Азии. В 1864 году царские войска подошли вплотную к Ташкенту, однако взять город им не удалось. Лишь в июне 1865 царские войска овладели Ташкентом, и он был присоединен к России, став центром образованного в 1867 году Туркестанского генерал-губернаторства.
Политика царской России преследовала в Средней Азии достаточно узкокорыстные цели, чему соответствовала и осуществлявшаяся здесь царской администрацией политика колониального характера, усилившая гнет и бесправие коренного населения этой обширной территории, что сказывалось и на положении населения Ташкента. Вместе с тем проникавшие в Среднюю Азию капиталистические отношения были более прогрессивным явлением в сравнении с исторически отжившими свой век феодально-патриархальным отношениями средневекового типа. Это отразилось и на развитии Ташкента, усилении его экономических связей с центральными областями России, росте численности его населения (155,7 тыс. чел. в 1897), появлении в городе небольших промышленных предприятий капиталистического типа. В 1885-95 гг. возникло 28 новых промышленных предприятий. В начале XX в. число промышленных предприятий увеличилось до 53. Среди них: 10 хлопкоочистительных, 9 кожевенных, 4 пивоваренных, 3 чугунолитейных и механических и др.
Промышленные предприятия, торговые конторы и культурно-просветительные учреждения сосредоточивались в новогородской части, что явилось одним из характерных проявлений колониального режима. Развитию хозяйственных связей Ташкента способствовало строительство Закаспийской (1899) и Оренбургской (1906) железных дорог. Ташкент стал основным железнодорожным узлом, торговым и транзитным пунктом Средней Азии. Быстрыми темпами шло строительство зданий различных торговых фирм, культурных учреждений и частных домов. В 1903 была пущена конка.
С присоединением Средней Азии к России открылись более благоприятные возможности для исследования и изучения природных богатств. Из частных библиотек нескольких русских ученых, работавших в Ташкенте, поступлений от научных и культурных учреждений Петербурга, Москвы и др. городов составился первоначальный фонд Туркестанской публичной библиотеки. В Ташкенте основывается ряд научных кружков, обществ, в т. ч. Туркестанский кружок любителей археологии, Туркестанский отдел Русского географического общества, Туркестанское медицинское общество и др. Появляется книгопечатание и издание газет, возникают научные учреждения. При содействии передовой русской интеллигенции открываются лечебницы и аптеки. В 1892 на просп. Наманганском (ныне ул. С.Азимова) открыта первая городская больница.
В конце XIX - начале XX вв. центр революционного движения в Европе перемешается с Запада на Восток. В Ташкенте в начале XX в. стали возникать действовавшие в подполье первые революционные кружки. В городе возникали забастовки рабочих, крепло их классовое содружество, что особенно ярко проявилось в ходе событий первой народной революции в России 1905 - 1907 гг. С апреля 1918 Ташкент стал столицей Туркестанской АССР.