Туризм: страны и города

Туризм: страны и города

культура кореи

культура кореи Самыми ранними из дошедших до нас образцов корейской скульптуры являются фигуры, вырезанные в скале речного утёса Пангудэ в Ульсане. Глиняные, костяные и каменные изображения людей и животных были найдены во время раскопок в других частях страны. Керамика с гребенчатым орнаментом, обнаруженная в местах стоянок эпохи неолита, была основной формой искусства в то время. Впоследствии, по мере развития сельского хозяйства на керамических изделиях появляется декор в виде волнистых и изогнутых линий.
На территории Кореи была найдено несколько сохранившихся с доисторических времён предметов, которые, судя по их абстрактной форме, были созданы для религиозных целей. В бронзовом веке появляется большое количество разнообразных изделий из бронзы, но при этом традиции неолита продолжают сохраняться, и искусство этого времени по-прежнему тесно связано с религией.

В период Трёх государств, когда происходило формирование нового общественного строя, корейское искусство отличалось простотой и суровостью. Однако расцвет буддизма способствовал обогащению в искусстве его содержания и художественных приёмов. Все три государства активно поддерживали буддизм, и поэтому среди скульптурных работ Когурё (37 г. до н. э.-668 г. н. э.), Пэкче (18 г. до н. э.-660 г. н. э.) и Силла (57 г. до н. э.-935 г. н. э.) преобладали буддийские изображения.
К наиболее характерным для государства Когурё буддийским изображениям следует отнести выполненные из позолоченной бронзы фигурки стоящего Будды Татхагата и полусидящего Будды майтрейя в состоянии медитации, лица которых освещает кроткая улыбка. Рельефные каменные изображения Будды, вырезанные на скале в Сосане, отличает мягкость черт лица и улыбка, что является типичными элементами искусства Пэкче.

Хотя для искусства государства Объединённое Силла был характерен реалистический стиль, оно стремилось к безупречной социально-экономической гармонии. В этот период достигает совершенства искусство обработки металла. Свидетельством тому являются богатые коллекции королевских золотых украшений, состоящие из корон, серёг, ожерелий и поясов, которые археологи извлекли из огромных насыпных могильных курганов периода Силла.

Особенно поражают мастерством исполнения золотые короны. Резной узор из волнистых линий и рельефный орнамент покрывают их переднюю часть, выполненную в виде прямого дерева, диадему и подвески, которые к тому же украшены прикреплёнными золотой проволокой лепестками и нефритовыми бусинками полукруглой формы. Серьги отделаны тончайшей сканью в сочетании с зернью.

Мастера эпохи Силла получили широкую известность также благодаря их высокой технике литья храмовых колоколов. Бронзовые колокола славились изяществом формы, богатством звука и внушительными размерами.

Самым большим из сохранившихся храмовых колоколов в Корее является отлитый в конце 8 в. "Священный колокол короля Сондока", или, как его обычно называют, Колокол Эмилле. Он украшен великолепными медальонами в форме лотоса, а также изображениями цветов, языков пламени и фей.

Искусство государства Корё (918-1392) лучше всего представлено изделиями из фарфора, покрытыми селадоновой глазурью великолепных цветов, например, зелёного с нефритовым оттенком. Керамические сосуды, кувшины, бутыли, тарелки, чашки, курильницы и цветочные вазы украшены изящным декором, который наносился методом гравировки, рельефной резьбы или инкрустации. Эти прекрасные селадоновые изделия 12 и 13 веков создавались скорее как декоративные украшения, нежели для практического использования. Можно, пожалуй, сказать, что в изделиях с селадоновой глазурью воплотилось стремление выйти за пределы земной жизни и обратиться к духовному миру.

Техника селадона пришла в Корё из сунского Китая (960-1279), но уже в первой половине 12 в. китайское влияние было преодолено, когда местные художники достигли высочайшего уровня мастерства. Техника инкрустации, изобретённая корейскими гончарами, состояла из нанесения на поверхность заготовки сосуда узора в виде бороздок и заполнения углублений белой или черной пастой. Перед обжигом излишек пасты удалялся. Эти узоры, которые поначалу выполнялись в простой и сдержанной манере, придавали селадоновым сосудам утончённую, строгую красоту. Однако к концу 13 в. гончары начинают тиражировать наиболее популярные сюжеты декора методом штамповки, в результате чего утрачивается мастерство декоративного оформления и сложной техники.

В период после монгольских нашествий техника инкрустации стала более простой и грубой, и в 14 в. искусство производства селадонов пришло в упадок. В наше время мастерам гончарного дела удалось его восстановить. Немало людей посвящают свою жизнь и отдают силы возрождению чхончжа - голубовато-зелёному селадону эпохи Корё. То место, которое принадлежало селадонам в королевстве Корё, в эпоху Чосон занял белый фарфор. Ведущей продукцией корейских гончаров в ранний период правления династии Чосон стала керамика пунчхон из кремнистой глины (декор наносился белым ангобом с помощью кисти), покрытая серовато-зелёной глазурью. Со временем гончары Чосон усовершенствовали технику изготовления керамики и развили производство белого фарфора.

В период правления династии Чосон в обществе доминировало влияние конфуцианства. Переход от вальяжной аристократичности периода Корё к прагматичным нормам конфуцианской этики не мог не отразиться и на искусстве керамики.

От селадонов Корё с их изящными формами изделия из белого фарфора отличали более простые линии. В период Чосон гончарное производство находилось под контролем государства. Типичным для этого времени был выпуск изделий из белого фарфора с инкрустированным декором, а также селадонов с голубой глазурью и росписью инкрустацией.

На изделия из белого фарфора наносилась подглазурная роспись кобальтом. Как правило, сюжетами декора являлись сакунчжа - четыре растения, традиционные для корейского искусства символы добродетели и благородства, - цветы сливового дерева, орхидеи, хризантемы и бамбук, а также цветы лотоса, причудливые арабески и осенние травы. Современные мастера активно изучают и возрождают искусство белого фарфора Чосона.

В небольшом городе Ичхон, расположенном всего в часе езды от Сеула, мастера гончарного дела возрождают и сохраняют традиции искусных гончаров минувших времён.

В корейской архитектуре до современного периода существовало два основных направления в зависимости от назначения построек. Древние корейские архитекторы, возводившие дворцы и храмы, использовали систему балок и опор. Для жилых построек простого народа были характерны соломенные крыши и система обогрева полов ондоль. Представители высших слоев обычно строили большие дома с черепичными крышами, которые имели изящно изогнутую форму, и заканчивались несколько приподнятыми свесами.

Задачей архитектора было построить дом или другое сооружение так, чтобы оно гармонично вписалось в окружающий природный ландшафт. К числу старейших деревянных построек, дошедших до наших дней, относится построенный в период Корё павильон Мурянсучжон ("Зал вечной жизни") в монастыре Пусокса, который находится в Ёнчжу, провинция Кёнсанпукто. Считается, что павильон был сооружён в 13 веке.

Корейцы впервые познакомились с западной архитектурой в конце 19 в., когда зарубежные архитекторы и инженеры начали возводить в стране церкви и здания для иностранных миссий.

Начиная с 60-х гг., когда в стране начались процессы индустриализации и урбанизации, правительство способствовало реализации ряда строительных проектов, в результате чего много красивых старинных зданий были снесены, а на их месте возведены ничем не примечательные сооружения.

Однако в последние годы ведутся активные дискуссии на тему возвращения к старой, проверенной временем концепции гармоничного сочетания архитектурных сооружений и окружающей природы.

Туризм: страны и города. Путевые заметки со всего мира.


Туризм: страны и города © 2010-
Рейтинг@Mail.ru