Туризм: страны и города

Туризм: страны и города

культура монголии

культура монголии Монголы имеют многочисленные обычаи, характеризующие их нравы, связанные с кочевым образом жизни и окружающей их природой. Вот некоторые из них.

Приветствие является одним из глубоко национальных способов выражения искренности и дружеского расположения к человеку, видом этики. Приветствия могут быть ежедневные, сезонные, профессиональные, церемониальные, приветствия в короткой и полной форме.

Ежедневные приветствия выражаются такими постоянными словами, как "Сайн байна уу?", что означает: "Хорошо ли живете?", т.е. "здравствуйте". "Тавтай сайн уу?" - "Спокойно ли вы живете?"; Приветствия сезонные выражаются характерными для скотоводческой жизни и быта словами: "Тарган сайхан зусаж байна уу?" - "Хорошо ли поправился скот за лето?"; В профессиональные приветствия входят особые слова и выражения, такие, как: для охотников - много ли добычи; для чабанов - спокойно ли пасутся ваши стада овец. Скотовод, пускаясь в далекий путь, обязательно берет еще одну лошадь, но в то же время не запасается продуктами питания, ибо у монгольских кочевников есть неписаный закон гостеприимства "мой дом - ваш дом", а монгольская пословица гласит: "Счастлив тот, у кого всегда бывают гости, и радостен тот хозяин, у жилища которого всегда стоят на привязи кони приезжих".
Каждая монгольская семья уважает эту многовековую традицию гостеприимства, ибо арат сам в любое время может оказаться на месте спутника, проехавшего, может быть, десятки, сотни километров в поисках скота, угнанного, например, снежным бураном. Поэтому накормить и дать путнику отдых, покой и даже снабдить его всем необходимым (лошадью или верблюдом, продуктами питания) на дальнейший путь - это честь для скотовода, живущего в суровых климатических условиях монгольской действительности. Сама кочевая жизнь выработала этот прекрасный закон гостеприимства.

Угощение всегда начинается с хорошего чая, в который хозяйка добавляет молоко и масло, а для аромата и вкуса заправляет поджаренными ячменем или пшеном. По древней народной символике белый цвет - выражение чистоты намерений, поэтому чай с молоком свидетельствует об уважении и дружеских, искренних чувствах хозяев к своему гостю. К чаю подаются также разнообразные молочные продукты - цаган идэ (белые яства).

Хозяева подносят гостю кушанье обеими руками или правой рукой, но в этом случае локоть этой руки поддерживается левой.

Когда угощают молочным вином, его обычно дают в серебряной пиале, ибо серебро имеет белый цвет. Если гость посетил дом в первый раз, то ему подносят пиалу с вином на ритуальном шелковом хадаке (платке). При этом конец хадака должен быть всегда обращен к гостю, потому что все благие пожелания, символы которых вытканы на хадаке, направлены к нему. Принимающий вино берет пиалу и хадак обеими руками (знак уважения к подносящему), затем правой рукой перекидывает хадак на кисть руки так, чтобы раскрытый край хадака был обращен к подающему вино.

После угощения чаем на стол подается мясо. Парадным украшением стола является массивный бараний крестец с жирным курдюком. (Так же как и в некоторых европейских странах, украшением стола является гусь). Он подается в особо важных случаях, и первым разрезает его наиболее старший и уважаемый из гостей. Тот, кому предоставлено почетное право разрезать крестец, надевает в знак уважения к хозяевам головной убор, берет в правую руку нож, трижды проводит по курдюку острием ножа и после этого с правой стороны крестца отрезает длинный и тонкий ломоть, который передает другим гостям, как бы делясь с ними счастьем и удачей в жизни. Такой же ломоть отрезается с левой стороны, затем снова с правой и т.д. Если присутствующих много, то получивший ломтик разрезает его па части и делится со своими соседями, которые должны отведать "кусочек счастья высокого гостя".

Почтительные слова связаны не только с взаимным уважением людей, но и с вероисповеданием, национальными обычаями, обрядами. В словарном составе монгольского языка среди почтительных слов встречается немало слов санскритского, китайского, уйгурского, персидского, согдийского происхождения, а в связи с распространением буддизма в Монголии было заимствовано много слов из индийского и тибетского языков.

Монгольская мода
Монголия традиционно ассоциируется у нас с бескрайними степями, юртами, табунами лошадей и овечьими отарами. Однако жизнь современной Монголии уже не отвечает этому стереотипу.

О том, что недалеко от Улан-Батора состоится вечеринка, или как принято говорить у нас, мероприятие, мы узнали совершенно случайно. Подобные вещи, как вы понимаете, случаются в Монголии не часто. Пропустить такое было бы глупо - мы решили ехать. Тем более что спонсорами акции выступили 4 европейских телеканала, в том числе "Фэшн Тиви", три крупные компании и Министерство иностранных дел Франции. В последнее время ведущие страны Европы и США проявляют повышенный интерес к Монголии, ее культуре и природным ресурсам. Организатором вечеринки выступил Монгольский институт моды и дизайна. Это частное учебное заведение готовит дизайнеров одежды, обуви и аксессуаров. Срок обучения от года до 4 лет. То, что в стране кочевников есть мода и модная индустрия, стало для нас настоящим откровением. Похожие музыкальные фестивали уже проходили в России, Великобритании, Китае, Южной Корее.

Программу открыли несколько фольклорных коллективов из Монголии и Китая. Причем танцевали в основном китайцы, а пели монголы. Пение сопровождалось игрой на монгольской скрипке. Ее предком была Шанаган Хуур, скрипка с ковшеобразной декой. Со временем дека приняла трапециевидную форму. Инструмент делают из дерева, а две струны - из волос лошадиного хвоста. Причем конский волос долго кипятят и растягивают, чтобы добиться нужной длины, а значит, качественного звучания. Монголы называют эту скрипку Морин Хуур, "лошадиная скрипка", так как гриф ее венчает голова лошади. Бывают драконоголовые инструменты и скрипки, украшенные головами лебедей или львов. В Монголии все народные песни исполняются под чарующие звуки таких скрипок или скрипочек меньшего размера. Их называют икель, они широко распространены на севере, западе и востоке страны.

Тем временем на подиуме показываются первые монгольские красавицы, одетые по последнему крику монгольской моды. За несколько веков каноны красоты в этой стране сильно изменились. Вот, что писали о местных дамах 700 лет назад: "Внешний вид их лиц отличается от всех других. Лица их шире, щеки же очень выдаются от скул. Нос у них плоский и небольшой, глаза - маленькие и ресницы приподняты до бровей. В поясе они - тонки. Ноги у них также небольшие. Одеяние же как у мужчин, так и у женщин сшито одинаково. Девушек и молодых женщин с большим трудом можно отличить от мужчин".

Другой автор характеризовал монголок еще менее лестно: "Все их женщины удивительно тучны, и та у которой нос меньше других, считается более красивой, поэтому нос часто отрезают. Они также безобразят себя, позорно разрисовывая лицо. Для родов они не ложатся в постель - рожают сидя". Все это дела далекого прошлого. Теперь же красивой считается девушка, которая соответствует европейским канонам красоты. В Монголии моден европейский типаж.

Госпожа Энхчимэг у себя на родине так же популярна, как Ив Сен Лоран во Франции или Валентин Юдашкин в России. С 1997 г. модельер выпустила 16 полноценных коллекций. Некоторые из них были отмечены премиями на фестивалях моды в Лондоне, Сеуле, Пекине и Улан-Удэ. Мы же присутствовали на показе последней коллекции под названием "Модерн". Чувствовалось, что на художника сильно повлияли мотивы дел традиционного монгольского кафтана с длинными рукавами и запахом на правую сторону. Многие халхи (народность, составляющая 80 процентов населения страны) и сегодня охотно носят дел даже в городах.

Раньше обеспеченные люди ходили в халатах из шелка, золотой и серебряной парчи. Ткань была настолько плотной, что выстирать ее было невозможно - грязь и пятна удалялись влажной тряпкой. Зимний дел из кожи овец подбивали мехом и лебяжьим пухом, а чтобы кафтан хорошо сидел, вставляли плечики. Современные монголы предпочитают хлопковую ткань. Мужчины носят темные цвета: черный, коричневый, темно-синий, зеленый. Женщины - цвета поярче.

Дефиле в монгольской степи, месте необычном для вечеринок, окончилось весьма традиционно. Показ завершил выход невесты в шелковом свадебном платье. Возможно, с появлением в модной индустрии госпожи Энхчимег Азия будет одеваться еще ярче, еще наряднее.

Туризм: страны и города. Путевые заметки со всего мира.


Туризм: страны и города © 2010-
Рейтинг@Mail.ru